Карикатуры Зятева И.А.
Предисловие Эдуарда Худякова
Вы держите в руках вторую книгу политических карикатур Игоря Зятева. Казалось бы, состоявшийся человек и успешный предприниматель, он должен выбирать для себя более «традиционное хобби» человека из бизнеса – коллекционировать яхты, футбольные команды или, на худой конец, давать мастер-классы кулинарии… Но Игорь Зятев прежде всего отличается своей активной гражданской позицией, желанием искренне и твердо высказывать свое мнение о событиях в Екатеринбурге, регионе, стране. В Свердловской области всегда формировался свой собственный взгляд на действия власти, жители региона отличаются высоким уровнем политической активности – этим и объясняется (уже второе) издание сборника политических карикатур именно на уральской земле.
Сегодня разговаривать с людьми «шершавым языком плаката» – дело, казалось бы, бесполезное и неблагодарное. Возносятся над Сочи олимпийские объекты, воздвигаются под Москвой корпуса «Сколково», в Екатеринбурге идет широкомасштабная подготовка к ЭКСПО и чемпионату мира по футболу. Белые ленточки с Болотной растаяли, как прошлогодний снег, осквернительницы храмов и бунтовщики закрыты в колониях, правители играют с гаджетами и летают журавлиным клином. Принят «закон Димы Яковлева», россияне стали «более лучше одеваться», а суровый мужик с «Уралвагонзавода» показал, что тоже может управлять государством.
На фоне всеобщей «относительной стабильности» такой жанр, как политическая карикатура (тем более, выполненная «от руки», а не с помощью шустро сработанных «фотожаб»), может показаться несколько несовременным. Но! Тем и оригинален этот иллюстративный сборник неугомонного Зятева. В традициях русского политического памфлета, который широко использовался еще до октябрьской революции в самых различных изданиях, автор правдиво и беспристрастно отражает вечные темы России – воровство, коррупцию, бездеятельность и откровенный цинизм правящих каст.
Представленные иллюстративные образы очень хорошо «читаются» и понятны всем, кто заинтересуется этой книгой – от ребенка до старика. Это и переодетые медведи, и двуглавый орел, и жирные коты-чинуши. Один их вид прекрасно передает все поступки и качества главных «героев» карикатур и вызывает иронический смех. Особо следует отметить тексты, которые сопровождают рисунки – это оригинальные стихи автора. Они органично перекликаются с баснями Крылова и ноэлями Пушкина – «Полу-глупец, полу-подлец, полу-купец, полу-невежда…».
В предыдущем сборнике, «Рисунки нашего времени», Игорь Зятев остро и объективно обрисовал картины мытарств представителей малого бизнеса, хищническую деятельность администрации Екатеринбурга и правящей в России партии. В новом издании к тематике политкарикатур добавились неприглядные результаты последних выборов. А своим рисункам автор со временем добавляет еще и образной отточенности.
Служители сатиры всегда оперативно и остро реагировали на политические события, происходящие в нашей стране. Великий Маяковский в «Окнах РОСТа» искренне поддерживал все начинания Советской власти и неустанно боролся с ее «врагами». Художественная группа Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов) снискали себе мировую славу во время Великой Отечественной войны своими неповторимыми сатирическими рисунками. Они работали, невзирая на смену правителей, и всегда были актуальны. Среди современников на слуху разве что Андрей Бильжо и Алексей Меринов. Более значимых явлений в этой отрасли (как цинично называет культуру сегодняшний министр, историк-новатор В. Мединский, оправдываясь, что так правильно с точки зрения чиновного языка) сходу и не назвать. Да их не назвать, начиная еще со времен брежневского застоя. А нынешняя российская власть вовсе доказала, что не нуждается в помощи творческой интеллигенции при формировании общественного мнения – сатирики необходимы правителям лишь для того, чтобы бездумно кривляться на федеральных каналах.
«А вы чем занимаетесь? Занимаюсь сатирой. – Русской или иностранной? – Нашей. – По девятнадцатому веку? – Нет, современной. – Хм! У вас потрясающая профессия! Вы занимаетесь тем, чего нет». (Из кинофильма «Гараж», 1979 год).
В предисловии к предыдущему изданию мы мечтали, что политическая карикатура вернется как жанр на страницы периодической печати. Прошло меньше десятилетия. Периодическая печать – может, это, конечно, и объективный результат прогресса – захирела. А свобода слова в путинской (временно побывшей еще и медведевской) России просто умерла. Пока свободен Интернет. Там уже можно искать злободневные рисунки по запросу «карикатуры Игоря Зятева». А если поставят заглушку и на вход во всемирную паутину – останутся книги. В конце концов, целы же до сих пор труды первопечатников…
Кажется, что эпоха перемен подошла к концу, и впереди у нас достаточно жалкое и посредственное существование, которое и заслужил российский народ. Хорошо «разговаривать» с телевизором, писать псевдооппозиционные посты в уютных блогах и ощущать себя причастным к некоему движению, именно которое даст России необходимые гражданские свободы и общечеловеческие блага. Подобное понимание нынешней ситуации – бессмысленное и пустое времяпрепровождение. Игорь Зятев считает по-иному, поэтому выражает свои мысли просто. Коротко. Ясно и смело. Думается, что с выходом этой книги число его единомышленников увеличится в разы.
Эдуард Худяков,
президент Гильдии политобозревателей Свердловского Союза журналистов,
член совета Уральской гильдии политических консультантов,
член Совета главных редакторов СМИ при полпреде президента РФ в УрФО,
главный редактор агентства UPmonitor