Революция в прямом эфире
ЛЕОНИД БУГАЕВ
Эксперт в области мобильных технологий, серийный предприниматель. Совладелец цифрового рекламного агентства Nordic Agency AB, основатель «Академии экспертов». Автор книги «Мобильный маркетинг: как зарядить свой бизнес в мобильном мире».
Добрый день. Позвольте представиться: меня зовут Леонид Бугаев — и я пришел к вам из 2018 года. Звучит абсурдно? Отнюдь. Я очень люблю именно так представляться людям, которые со мной не знакомы: человеком из близкого будущего. Кто-то из нас уже живет в 2018 году. А кто-то тянет за собой прошлое образца 1998 года. Каким образом? Все просто: одни пользуются навороченными смартфонами, которые ускоряют бизнес-процессы на 100–200%, другие — старыми устройствами «с кнопочками и фонариком».
Мир яркого и интересного будущего, который так отчетливо виден уже сейчас, вдохновляет меня на постоянные рассказы о нем. И каждый раз я поражаюсь: люди, почему вы не видите, насколько ярче может быть ваша жизнь, насколько многомернее? В ваши руки попала инопланетная волшебная палочка, которая может стать чем угодно: телевизором, кошельком, фотоаппаратом, радиостанцией, секундомером, измерителем давления, печатной машинкой. А вы увлеченно продолжаете пользоваться старыми, громоздкими, неповоротливыми устройствами — например, ноутбуками.
Как писал Уильям Гибсон: «Будущее — уже здесь. Оно просто неровно распределено». Достаточно присмотреться, и можно уже сейчас нарисовать общую картину будущего, в котором мы будем жить. В этом будущем мобильные гаджеты будут играть роль гораздо более деятельную, чем сейчас. И чтобы понять, как же оно будет выглядеть, имеет смысл оглянуться назад.
ИНТЕРНЕТ: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ
Рынок мобильных устройств шаг за шагом повторяет те тенденции, которые мы могли наблюдать на заре интернета. Сначала появляется индустрия технологий (железо), затем — программные решения (программы, приложения). Потом приходят техно-гики, которые очень быстро обживают пустынный мир, предлагая чит-коды, твики, лики и общаясь на птичьем языке.
До определенного момента обычные пользователи не видели в компьютере устройство, с помощью которого можно что-то купить — хоть пиццу, хоть программу Microsoft Office. Смартфон также до сих пор воспринимается скорее как статусное устройство. Его можно гордо положить на стол и обсуждать преимущества «пятого» по сравнению с «четвертым»; и ну его, этот «Эс третий»!
В деловой поездке в Индонезии я был поражен тем, как молодые ребята-велорикши, буквально раз посмотрев на мои руки, занятые двумя телефонами (в одном почта, в другом Facebook), спрашивали: «Зачем тебе Samsung Galaxy Note 2, если у тебя есть iPhone? Он же круче». Для меня остается загадкой, как они учатся так быстро отличать одну железяку от другой. Хотя ответ можно найти в песне, которую записали ребята из «Реутов ТВ»: «Подари девчонке айфон — и она сразу будет твоя».
Пройдет несколько лет (может быть, пять-десять), и следом за лояльными пользователями операционных систем iOS и Android в мобильный мир придут нормальные, обычные люди. Те люди, которые пока еще не стали в нашем мобильном мире армией покупателей. Появление этой армии совпадет с моментом, которого мы отчаянно ждем уже давно: когда интернет станет по-настоящему повсеместным.
Без возможности получения информации «на ходу» самый современный смартфон остается всего лишь локальным компьютером. Даже суперкомпьютером — но без выхода в сеть, где будут обитать мега-гиперкомпьютеры. Наше близкое будущее должно быть быстрым, моментальным и непрерывным. Чтобы не бегать от одного места с бесплатным вайфаем к другому, а всегда и везде иметь скорость соединения, достаточную, чтобы смотреть на телефоне видео HD-качества.
В моем мире это уже реальность. Но для этого мне пришлось прикрутить к автомобилю маршрутизатор с LTE-модемом и раздавать этот шустрый интернет по Wi-Fi. Зато теперь я точно знаю, как будет выглядеть интернет на всех телефонных устройствах в 2018 году: встроенный LTE-модем, получение гигабайтов информации на ходу. Мы всегда будем онлайн, и само деление между офлайном и онлайном уйдет в прошлое. Скачивать что-то в телефон — зачем? Все можно достать из облака здесь и сейчас. Интернет как феномен исчезнет. Может, даже и слова такого не будет.
ВВОД И ВЫВОД
Гаджеты будут становиться все более удобными и интуитивно понятными. Новые технологии позволят нам общаться с аппаратом, не доставая его из кармана, не набирая текст и не разглядывая его на экране смартфона. Мы перейдем от нынешнего управления голосом к управлению с помощью жестов и мыслей. Уже сейчас есть разработки, которые улавливают эмоции — и это только начало долгого пути к протоколу взаимодействия «мозг-интернет». Если вас интересует, как мы будем общаться с устройствами с помощью этого протокола, — пересмотрите первую «Матрицу» братьев Вачовски.
Я записываю тезисы этой статьи, гуляя в парке со своим семимесячным сыном, который спит в коляске, пока папа бубнит в телефон долгий монолог. Это — голосовой ввод информации. Распознавание этой информации и ее автоматическая расшифровка — не за горами. На следующем этапе можно будет отправить в бесплатный сервис Google свой mp3-файл, а он через несколько секунд выдаст расшифрованный текст. Да еще и переведет его на любой язык. Такими будут мобильные приложения нашего будущего.
Технологии вывода информации тоже сильно преобразятся. Ограничение, связанное с размером экрана смартфона, позволит снять беспроводная технология передачи данных на любые поверхности, которые вы видите перед собой. Стекло, пол, двери — все это потенциальные дисплеи для отображения информации с вашего гаджета.
ГЛАЗА И УШИ СМАРТФОНА
Гаджеты будут не только подстраиваться под нас: они будут следить за нами и гораздо больше знать о нас. В обозримом будущем у мобильных устройств появятся глаза и уши. Функции распознавания речи и образов в современных смартфонах оставляют желать лучшего. Сегодня программу распознавания лица владельца телефона Face Unlock в устройствах на Android можно обмануть, подставив перед фронтальной камерой фотографию владельца телефона. Но ее усовершенствование — вопрос времени.
Или вспомните режим «звукового сонара», показанный в голливудском блокбастере «Темный рыцарь». В одной из сцен фильма микрофоны всех мобильных устройств объединили в сеть «слушающих датчиков», так что Бэтмен мог ориентироваться в пространстве благодаря звуковой карте. Это не такая уж фантастика, а всего лишь надстройка, которая расширяет возможности нынешних технологий распознавания звукового сигнала (Siri и S-Voice у Apple и Samsung, соответственно).
Да и самого наличия таких функций достаточно, чтобы понять: телефоны будут слушать и смотреть более внимательно, научатся различать образы перед собой по мелким деталям. Через какое-то время они будут следить за нами постоянно.
УМНЫЕ СТЕКЛА И СТЕНЫ
Зачем нам супертехнология будущего, если ею можно будет пользоваться лишь в одиночку? Давайте посмотрим, как новые мобильные технологии изменят групповую работу и лицо современного офиса. Сначала они будут уделом крупных компаний, но постепенно мы увидим их и в небольших организациях. И со временем благодаря им самих офисов станет меньше.
Умные стекла. Такие устройства будут стоять во всех офисных переговорных. К ним можно будет подключиться по беспроводному соединению, выводить на них информацию и обмениваться данными в реальном режиме. Это поможет проводить презентации, мозговые штурмы, отчеты и других коллективные процессы. Смартфон же будет источником информации, поставщиком сигнала.
Мобильность в действии. Ненавидимые многими офисные кубиклы — наследие прошлого, которое досталось нам от Генри Форда и его конвейера. В будущем будет важна не живая коммуникация на уровне «Витек, скорее давай ключ на двадцать», а скорость реакции в онлайне. Именно поэтому все чаще будут появляться распределенные команды, спокойно работающие в местах, где дешевле работать и проще нанимать таланты. Проектные команды будут набираться быстро и стремительно, по голливудским принципам — на короткое время. Изменится и принцип оплаты труда в таких командах: от «затраченного времени» мы наконец-то придем к оплате за результат.
Корпоративный геотэггинг. Инструменты геолокации сделают групповую работу проще и быстрее. Приходя в офис, вам не нужно будет отмечаться в журнале посещений: смартфон пошлет сигнал корпоративной системе, и она будет знать, на каком этаже и в какой переговорной вас искать. Если сейчас это кажется излишним вмешательством в вашу жизнь, то, поверьте, через десять-двадцать лет это будет вполне естественной частью корпоративной работы. Такая система сможет подсказывать вам, кто из коллег способен подключиться к текущему проекту, учитывая, насколько они загружены другими делами и где именно сейчас находятся.
СЕТЕВОЙ ЭФФЕКТ
В 2005 году нам, сотрудникам одного рекламного агентства, было совершенно очевидно, что за интернетом огромное будущее, в нем будут тратить деньги, просиживать уйму времени, общаться и переживать. Но это было наше, далекое от реального потребителя, настоящее. Крупные компании уровня Procter & Gamble отвечали просто: «Ребята, посмотрите на цифры: вас таких пока очень мало. Мы подождем — нам некуда спешить. Нам нужны массовые показатели того, что аудитория пользуется этой вашей новой игрушкой».
Вся прелесть технологий раскрывается при их массовом использовании. Зачем мне один-единственный телефон во всем мире? А вот когда их миллиарды — включается сетевой эффект. Чем больше пользователей будут выходить в интернет через мобильные устройства, тем быстрее этот рынок превратится в массовый. А главную роль на нем станет играть неискушенный, среднестатистический потребитель.
И если такой потребитель сможет, например, освоить технологию QR-кодов, то они очень быстро станут окружать нас на каждом шагу. Маркетологи будут размещать QR-коды вместо адресов сайтов, вместо текстовых сообщений, перебрасывая мостики между мобильными устройствами и реальной жизнью. Это ускорит переход от наружной рекламы к новым интерактивным форматам, включая мобильные сайты, мобильные приложения и технологии дополненной реальности. Впрочем, возможно, основой этого перехода будут вовсе не QR-коды, а совсем другая, еще более простая и удобная технология, связывающая онлайн и офлайн.
ПРОДАЙ СЕБЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЮ
Использование смартфонов, помноженное на отношения и связи людей, изменит мир. Социальные сети позволяют соединять точки на карте связей. Огромные массивы данных будут стекаться на сервера Facebook, Google, Apple и Microsoft, и эти компании будут знать о пользователях все: их вкусы, предпочтения, стремления, отношения, мечты.
Информация из социальных сетей станет — с учетом геолокации — отличным материалом для четкого таргетированного рекламного сообщения: «Посмотри, здесь, за углом, продаются твои любимые круассаны». Каждый из нас будет бесплатно делиться такой информацией: «Пользователю Leonid нравятся эти кроссовки». Мы уже сейчас оставляем после себя гигантский массив данных: фото, видео, месторасположение, время звонков, связи с друзьями в формате ответов и лайков. В будущем эти данные станут сырьем для рекомендательных сервисов, причем обновляться они будут постоянно и мгновенно.
Производители товаров будут рады купить всю эту информацию. Предлагая денежное вознаграждение пользователю заранее, компании получат доступ к важнейшим данным: нравится ли вам темный шоколад? А горький? Какой сорт кофе вы предпочитаете?
Как часто сейчас вам приходят сообщения о новых вечеринках, свадьбах, днях рождения через социальные сети? Через десять или двадцать лет вас уже никто не пригласит ни на одно мероприятие, если вы не сможете подтвердить участие со своего телефона или компьютера. Эти сообщения — уже сейчас маркетинг, а в дальнейшем они станут стандартным рабочим инструментом маркетологов. Те будут использовать личные каналы коммуникации, чтобы познакомить вас с историей своего бренда.
Смартфон будет работать неустанно, собирая информацию о том, где вы находитесь, что вам нужно и что вы купили или собираетесь купить. Он будет за вас делиться всем этим с вашими друзьями, и они подключатся к этому увлекательному процессу. Так возникнет технологическая платформа для новых мобильных «купонаторов», предлагающих групповые скидки на товары, услуги и развлечения — здесь и сейчас, моментально. Или чуть иначе: потерпеть, доехать чуть дальше, зато купить дешевле.
Да и сама идея мобильности выйдет за пределы устройств, которые мы носим с собой. Представьте себе автомобиль, который рекомендует вам заехать в ресторан, потому что там зачекинились ваши друзья, которые уже успели заказать пиццу, — и вы можете присоединиться к ним через 8 минут, повернув на этом светофоре. Концепция мобильности изменит наш мир. В нем появятся новые сущности на новом уровне абстракции: «человек за рулем»; «два друга ищут приключения»; «мы работаем над сложным проектом — нужна коллективная помощь». Такими сущностями — помимо привычных представлений об индивидах и группах — будут оперировать новые социальные сети.
СТАНДАРТЫ БУДУЩЕГО
Легко ли предсказывать будущее? Проще простого.
Легко ли точно угадывать наступающие события? С этим сложнее. Разговаривая о тенденциях в маркетинге, мы можем провести занимательный эксперимент. Попробуйте представить себе, что вы предсказываете развитие цифрового (какого-какого?) маркетинга в 2004 году, еще не зная о том, что Марк Цукерберг готовит к запуску Facebook. Или в 2007 году — не зная о запуске iPhone.
Точно так же все выглядит и в 2013 году: направления движения заданы, но ставить на конкретного победителя невозможно. Зато понятны условия появления новых лидеров: простота, доступность и массовое использование продукта. Когда эти преимущества продукта очевидны, его создатель получает эффект вирусного маркетинга, способный в считанные дни запустить ту или иную технологию к звездам, а вскоре и сделать ее стандартом. И эти будущие стандарты уже сейчас просачиваются в нашу жизнь с экранов смартфонов и планшетов.