виртуальные границы
ИРИНА БОРОГАН
Представляют ли международные инициативы России по регулированию Интернета реальную опасность, и как может выглядеть наихудший сценарий? Вопросы, которые после принятия в прошлом году закона о реестре запрещенных сайтов, стали волновать не только интернет-общественность и журналистов.
На протяжении долгого времени мы пользовались полной свободой в Сети. Несмотря на то, что власть сделала за это время множество антидемократических шагов, Рунет до 2007 года оставался диким полем, где царила полная свобода. Это было возможно лишь потому, что лично Владимир Путин долгое время не верил в Интернет и считал Сеть доступной лишь меньшинству, предполагая, что все проблемы в случае чего можно будет решить путем давления на владельцев интернет-СМИ или сайтов. Поэтому даже когда власть задумалась об ограничении свободы в Сети, предложенные меры поначалу коснулись лишь «пропаганды терроризма и экстремизма», и с 2007 года сайты стали блокировать по решениям судов, в основном в провинции.
Но «арабская весна» и последовавшие за ней в 2011 году массовые протесты в Москве, когда активисты использовали социальные сети для мобилизации и координации своих действий, заставили российские власти резко изменить отношение к Интернету. Кремль стал воспринимать Интернет как информационный и коммуникативный ресурс, управляемый Западом. Очевидно, что закрыть его нельзя, но регулировать каким-то образом необходимо.
В июне 2011 года Владимир Путин на встрече с генеральным секретарем Международного союза электросвязи в Женеве Хамадуном Туре сказал, что одобряет «интернационализацию управления интернетом при определённом контроле и при определённых надзорных функциях со стороны Международного союза электросвязи».
Надзор и контроль со стороны некоего государственного органа – к этому сводится вся политика Кремля в области регулирования Интернета. Судя по высказываниям членов Совбеза России, представителей спецслужб и чиновников, Интернет они представляют себе как вертикальную иерархическую структуру, которой в мировом масштабе управляет некто главный, то есть США. Соответственно борьба ведется за то, чтобы отобрать у Соединенных Штатов как можно больше рычагов управления Сетью, одновременно возведя виртуальные границы вокруг национального сегмента Интернета, как если бы это была территория государства, которую надо охранять от врага.
Самая последняя инициатива России изменить «вертикаль» управления глобальной сетью провалилась в декабре прошлого года в Дубае на конференции Международного союза электросвязи (МСЭ). Россия, заручившись поддержкой Китая и других стран, предлагала новый механизм управления Интернетом: передать функции НКО, которые сейчас управляют распределением доменных имен и IP-адресов и занимаются выработкой технических стандартов (ICAAN и др.), в МСЭ, куда входят 192 государства.
Кроме того, Россия предложила, например, ограничить право на использование Интернета в случаях, когда «телекоммуникационные сервисы используются для вмешательства во внутренние дела государства или для подрыва суверенитета, нацбезопасности, территориальной целостности и общественной безопасности других государств». Также предлагалось передать контроль за безопасностью Сети от оператора спецслужбам, которые получили бы таким образом возможность контролировать содержимое передаваемой информации.
Эти инициативы взорвали мировое общественное мнение, и Google развернул против них специальную кампанию.
Однако случившийся провал не означает, что Россия не предпримет новые попытки в данном направлении. Напротив, все свидетельствует о том, что Кремль будет и дальше продвигать свои глобальные инициативы в области регулирования Интернета. Как сказал мне на только что прошедшем в Москве форуме по информационной безопасности спецкоординатор по вопросам политического использования информационных технологий МИД Андрей Крутских, Россия будет продолжать продвигать свои инициативы в области регулирования Интернета в самых разных местах, например, на приближающемся саммите G8.
Помимо прямых попыток изменить систему управления Интернетом через МСЭ, у которых, по всей видимости, нет никаких шансов, Россия использует еще одну тактику в этой сфере – продвигать свои представления о регулировании Интернета через тему кибербезопасности.
Здесь главный документ – это проект конвенции «Об обеспечении международной информационной безопасности», подготовленный Советом безопасности и Институтом проблем информационной безопасности МГУ, который Россия продвигает в ООН. Ее поддерживают Индия и Китай, против – США и Евросоюз. Конвенция призывает государства «воздерживаться от клеветнических утверждений» и пропаганды для вмешательства во внутренние дела других государств, предлагает криминализировать «неправомерное распространение информации», а также закрепить безусловное право стран регулировать национальные сегменты Сети.
Дело в том, что Россию не устраивает Будапештская конвенция Совета Европы по борьбе с киберпреступностью от 2001 года, к которой она не присоединилась, поскольку ей не понравился пункт о трансграничном доступе к компьютерным данным, хранящимся на территории другой стороны, а также то, что в конвенции речь идет исключительно о криминальных преступлениях, а не актах киберагрессии против других государств.
Российский подход заключается в том, чтобы представить киберпространство территорией, где должны существовать виртуальные границы, соответствующие границам реальных государств, и перенести действие международных законов в Интернет-пространство, то есть закрепить принципы суверенитета государства и невмешательства в его внутренние дела.
Кроме того, российские чиновники пытаются внести в международное законодательство термин о военно-политическом использовании Интернета, что не находит понимания у США и других западных стран.
В перспективы России и Китая установить виртуальных границ в Сети мало кто верит, поскольку возможности повлиять на западные страны приближаются к нулю. Однако если нельзя изменить глобальные правила, их вполне можно поменять внутри страны.
Идею суверенного Интернета можно попытаться воплотить на территории одного государства. В этом случае худшим сценарием будет не создание национального файрволла по примеру Китая. Власти могут попытаться «приземлить» на российской территории самые популярные глобальные сервисы. Для этого надо всего лишь принять законы, обязывающие Yahoo, Google, Gmail или Facebook быть доступными в России только в контролируемых Россией доменных зонах (.ru, .su, .рф). А затем обязать все сайты и сервисы в этих доменных зонах хоститься на территории России.
В этом случае они попадут под действие местного законодательства, причем не только антиэкстремистского, но и регулирующего проведение оперативно-розыскных мероприятий, то есть слежку, и будут тогда вынуждены открыть свои сервисы СОРМ – национальной системе перехвата телекоммуникаций.