КТО И ЗАЧЕМ ВЦЕПИЛСЯ В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ?
От Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» пришло письмо о начале сбора подписей под петицией Министру образования и науки России Дмитрию Ливанову «ТРЕБУЕМ ОТМЕНЫ УМК И ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ». Как действующий профессор и председатель правления Свердловской региональной организации Общероссийской общественной организации - Общество «Знание» России я разослал коллегам письмо с предложением подписать петицию при том, что прекрасно понимаю «белоленточный» характер профсоюза, руководство которого состоит из либералов. Руководство профсоюза сотрудничает с Сахаровским центром, «Мемориалом» и иными структурами. Но когда схлестываются одни недруги России с другими, России и ее народу - только польза. В письме содержится выражение справедливого стона преподавательского сообщества страны относительно издевательского характера составления все новых и новых форм УМКД. Это составление не позволяет заниматься научной и учебной работой, плодит все новые иллюзорные сущности в виде файлов УМКД для очников и заочников, дистантников и инвалидов, инвалидов по слуху и по зрению, инвалидов по психике и иностранцев и т.д. и т.п.
Особенно возмутило профессиональное сообщество последнее требование Министерства всеобщего перехода образования на стандарты ГОС 3 плюс. Впрочем, приведем все письмо в оригинале, за которое уже проголосовало более 2 тысяч человек, когда требуется три тысячи подписей для начала и постановки всероссийского голосования. Итак:
«В течение последних лет от преподавателей высшей школы руководство учебных заведений требует разработки и предоставления так называемых учебно-методических комплексов (УМК) по каждой из преподаваемых дисциплин. Данное требование исходит из возглавляемого Вами министерства образования и науки.
УМК, как следует из распоряжений руководителей учебных заведений (например, распоряжения ректора Казанского федерального университета И.Р. Гафурова № 01-07/39 от 15 мая 2013 г. "Об организации процедуры аккредитации отдельных образовательных программ в 2013/2014 учебном году"), должны включать в себя:
-
- выдержку из государственного образовательного стандарта;
-
- рабочую программу дисциплины;
-
- конспект лекций, подготовленный лектором;
-
- методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов;
-
- методические указания по выполнению лабораторных работ;
-
- методические указания по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ (проектов) по дисциплине;
-
- контролирующие материалы по дисциплине (тесты текущего и итогового контроля знаний);
-
- экзаменационные вопросы;
-
- оригиналы экзаменационных билетов;
-
- перечень технических средств программного обеспечения и электронных обучающих материалов;
-
- справочные и дополнительные материалы.
Объем учебно-методических комплексов, разработанных в соответствии с такой структурой, составляет десятки и сотни страниц. На подготовку каждого УМК преподаватели тратят десятки часов. Однако абсурдность ситуации заключается в том, что учебно-методические комплексы не используются в учебном процессе, совершенно не нужны студентам и преподавателям и просматриваются только членами комиссий по аккредитации. При этом никто не в состоянии проверить, соответствует УМК реальному содержанию преподаваемых дисциплин и действиям преподавателей или нет.
Члены межрегионального профсоюза работников высшей школы "Университетская солидарность" считают, основываясь на своем профессиональном опыте и опыте коллег, что для качественного преподавания достаточно рабочих программ дисциплин. Разработка же учебно-методических комплексов по дисциплинам является бессмысленной тратой времени, которое могло бы быть использовано преподавателями для проведения исследований, подготовки научных публикаций, совершенствования своих курсов.
Все преподаватели вузов и учителя средних школ в настоящее время до предела перегружены выполнением бюрократических требований – разработкой УМК, подготовкой отчетов, заполнением всевозможных форм и таблиц и пр. как в электронном, так и в бумажном виде.
В связи с этим Межрегиональный профсоюз работников высшей школы "Университетская солидарность" ТРЕБУЕТ от министра образования и науки России Дмитрия Ливанова:
-
- отменить распоряжения Министерства образования и науки о разработке учебно-методических комплексов по дисциплинам (письма Минобрнауки России от 17.04.2006 № 02-55-77ин/ак, от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13 "О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов", от 23.03.2006 № 03-344);
-
- предпринять решительные шаги по дебюрократизации сферы образования и сокращению численности управленческого персонала в Министерстве образования и науки России, региональных министерствах образования и науки, городских управлениях и районных отделах образования, а также в высших учебных заведениях».
Заранее скажу, что все письмо и интернет-голосование по всей Руси великой как «выстрел в ночи» был сделан вхолостую благодаря усилиям изворотливых чиновников Министерства образования и науки. Помимо прочего в письме-петиции нет ни слова о том, что основной задачей образования наш замечательный министр считает формирование «компетентного потребителя». Не говорится, что систему образования министр искренне полагает сферой услуг населению, и что сама модель УМКД предназначена в качестве опросного листа преподавателей и специалистов со стороны чиновников-профанов без степеней и званий, взятых буквально из-за прилавка торгового малого бизнеса. Эти проверяющие строгие и неподкупные чиновники день и ночь мониторят сайты ВУЗов, приезжают на места, где выступают как следователи НКВД в распутывании недоработок и заговоров обвиняемых и подозреваемых. Килограммы отчетов ректоров и кубические метры распечатанных каждой кафедрой бумаг есть только эпифеномен работы МинОбра как чиновничьей пятой колонны в теле государства российского. Чтобы удостовериться в этом, достаточно почитать рациональные и эмоциональные мотивировки тех, кто подписал петицию. Почитайте, адрес размещения петиции следующий и авторы петиции делают приписку:
«Ознакомьтесь с петицией в адрес министра Д. Ливанова, подпишите её, если согласны, дайте прочесть другим, пусть и они подпишут».
Однако вот именно здесь мы подходим к самому интересному. Как только Минобраз узнал несколько дней назад о возникновении движения за подписание петиции, мнгоголетние напластования УМКД сразу же исчезли, как исчезла улыбка Чеширского кота, хотя у Кэрролла улыбка осталась, а кот телепортировался, пропал. Не один и не два знакомых проректора, почувствовав организованное сопротивление эксплуатируемых и манипулируемых масс преподавателей, и изменив обычное суровое выражение лица на улыбчивое, рассказали мне об этом. Ситуация напоминает ловкость рук вокзальных наперсточников – вот он был (УМКД), а вот его нет! Вспомним «трест который лопнул» О Генри и его незадачливых героев!
УМКД несколько дней как нет в природе и значит, нет предмета петиции – так поступают бесчестные торговцы на рынке, переписав ценники, сменив сорта и переназвав товары. Вместо УМКД есть программы и их приложения и это все проведенные изменения! Как у А. Блока «и в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели» - провели новых нищих постиндустриальной эпохи: ушлые чиновники и их получившие переподготовку в США детишки опять провели кандидатов в доктора и профессоров.
В соседнем доме окна желты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты.
Подходят люди к воротам
И глухо заперты ворота – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медный голосом зовет.
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спину кули.
И в желтых окнах засмеются.
Что этих нищих провели.
Новый стандарт стал не ГОС 3 плюс (что слишком напоминает бюджетные турецкие курорты три звезды плюс), он, этот стандарт получил строгое название «актуальный», очевидно, вызывающий упоительные воспоминания о пятизвездочном «супероллинклюзив» стандарте отдыха за счет этих ученых нищебродов. Актуальный напоминает старшему поколению, что впереди еще много будет подобных наименований стандартов и их переделок: в застойной брежневской пятилетке был год начинающий, решающий, определяющий, переломный и завершающий. Так что ждем-с новаций со стандартами!
За всеми новациями скрываются значительно более важные вещи, чем стон преподавателей, которым студенты мешают составлять бесконечные файлы по требованиям министерства. Какие это вещи, из-за которых премьер-министр Д. Медведев держится за министра Д. Ливанова? Что общего у них? Общее кроме бюрократизма и стремления «кошмарить» образование и науку («кошмарить бизнес» - два излюбленных словечка премьера) – искреннее желание упростить мировосприятие нового поколения компетентных потребителей. За актуальным стандартом четвертого поколения скрывается изъятие мировоззренческих дисциплин из объема образования бакалавров.
Повторяя зады западной культуры и американского образования, министерство почему-то забывает, что все гуманитарные дисциплины в их нынешнем виде пришли с Запада, и именно так они изучаются в зарубежных университетах. Мы, несомненно, еще напишем проект перевода западной терминологии и структуры гуманитарных наук на русскую почву, но то, что планирует министерство, есть полное вырывание посаженных еще со времен Петра Великого на русскую почву дисциплин и проблематик. Ну, нельзя же так – гонясь за Западом, выбрасывать плоды западного просвещения! Впрочем, в российской истории находятся аналоги нынешним новациям, но все это почему-то в эпоху Николая I, прозванного «Палкиным».
Философия, культурология, социология, политология, логика и методология науки - все это вымывается металлургическо-юридической метлой неведомо кем встроенной в сознание руководящей наукой министерской пары. Все эти дисциплины переносятся в магистратуру и аспирантуру и только. Но, как известно, пирамида сужается к верху – кому достанутся элитные жреческие знания, если они будут недоступны бакалаврам? В этом случае бакалавр станет подобен бакалейному полуфабрикату, но не специалисту. Если попытки премьера убрать курс философии и истории и философии науки не увенчался успехом, то нынешняя агрессия против философии повторяет эпоху, когда с самого верха Российской империи было заявлена, что «польза философии не доказана, а вред от нее возможен». Этот афоризм министра народного просвещения Российской империи П.А. Ширинского-Шихматова возник в связи с его планами исключить философию из числа преподаваемых дисциплин, что и было реализовано в 1850 г.
В последний период царствования Николая I философия и в первую очередь западноевропейская философия рассматривалась как источник крамолы. Не в интересах ли наших стратегических, исторических и геополитических противников нынешнее российское правительство проводит чудовищные реформы в области науки и образования? Не в чужих ли интересах сделать так, чтобы молодое образованное поколение стало аполитичным, малограмотным и некультурным, если культура, воспитываемая социально-гуманитарными науками, будет заменена на «культурку», на внешнюю цивилизованность, на умение студентов прямо на семинаре работать в поисковиках с айпадом в руках?
Думается, что президенту России как национальному лидеру ее народов следует обратить внимание на ползучий переворот в образовании много лет реализуемый министрами образования А. Фурсенко и Д. Ливановым и поддерживаемый премьером Д. Медведевым. Со своей стороны могу заверить господ рьяных реформаторов, что философия в условиях давления извне как всякая обычно свободная мысль уходит в сферу литературы и начинает развиваться как русская национальная литературная традиция. Это значит, что горе-реформаторы способны вызвать к жизни возрождение великой русской литературы, которая затмит нынешнюю литературную поденщину, в которой писатель пописывает, а читатель почитывает. Эта новая литература будет глаголом жечь сердца людей.
А вот общество «Знание» России считает, что «наша страна переживает ответственный этап своей постсоветской истории. Она подвергается чрезвычайному, агрессивному, беспрецедентному идеологическому и экономическому давлению со стороны США, стран НАТО и ЕС. Это давление имеет своей целью уничтожение России как суверенного государства, в угоду интересам хозяев США в установлении глобальной мировой гегемонии этого государства. Сегодня, как никогда со времён начала Великой Отечественной войны так остро не стоял вопрос национального единства народов России, консолидации всего российского общества. За годы после распада СССР, как мы уже знаем, не уделялось должного внимания воспитанию российского национального гражданского самосознания молодёжи. А именно духовная мобилизация на службу отечеству молодёжи - всего многонационального подрастающего поколения России - является основой будущего процветания нашей страны. В этой работе значительную роль призвано сыграть Общество «Знание». Именно об этом говорил на встрече с молодыми историками 5 ноября этого года Президент России В.В. Путин».
Руководство общества считает общим гражданским долгом консолидировать Общество «Знание», с тем, чтобы Общество «Знание» смогло занять своё исторически оправданное место в большой идеологической работе во имя будущего нашей страны. В сущности, для этого и нужно готовить внеочередной съезд Общества с рассмотрением таких проблем, как задачи Общества на нынешнем этапе и пути их решения.
Итак, «Знание» отреагировало на мировую и российскую конъюнктуру, а наше ведущее министерство, по-старому – министерство народного просвещения, виртуозно выкручивается под нажимом широких масс трудящихся преподавателей и играет в любимые чиновничьи бирюльки аттестаций, рейтингов, индексов Хирша и цитат в РИНЦе. Неужели эта слепота объясняется только бездумным пристрастием чиновников к статистике и все, что вызывает справедливый гнев преподавательского сообщества – все эти стандарты, УМКД, СКОПУСы, индексы западных публикаций есть только глупость или же это антигосударственное преступление?