ОТВЕТ МИНОБРНАУКИ РФ НА ТРЕБОВАНИЯ ОТМЕНИТЬ УМК И ДЕБЮРОКРАТИЗИРОВАТЬ СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯНовая запись
Межрегиональный профсоюз работников высшей школы "Университетская солидарность" сообщает, обращаясь к коллегам, подписавшим Петицию, текст которой мы привели в ноябрьской публикации нашего сайта «Кто и зачем вцепился в высшее образование России». Письмо-Петиция «ТРЕБУЕМ ОТМЕНЫ УМК И ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ» было обращено Министру образования и науки России Дмитрию Ливанову.
Сегодня в письме члена центрального совета Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» мы подводим итоги нашего (когнитариата, профессуры, органических интеллектуалов России) заочного пикетирования МИНОБРНАУКИ РФ. Мы согласны с автором письма – бюрократы пока отступили. Но вся борьба впереди и только в единстве со всеми трудящимися нашей Родины мы достигнем победы:
«Спасибо вам за поддержку требований отменить УМК и дебюрократизировать сферу образования!
В течение нескольких недель нашу петицию подписали более 2400 человек из Казани, Москвы, Обнинска, Санкт-Петербурга, Калининграда, Челябинска, Перми, Ульяновска, Екатеринбурга, Волгограда, Иркутска, Владивостока, Хабаровска, Нижневартовска, Тулы, Омска, Тюмени, Ханты-Мансийска, Самары, Новосибирска, Павловского Посада, Орехово-Зуево, Петрозаводска, Уфы, Комсомольска-на-Амуре, Саратова, Чебоксар, Новокузнецка, Белгорода, Набережных Челнов, Волжского, Ижевска, Ярославля, Вологды, Магнитогорска, Барнаула, Мытищ, Верхней Пышмы, Фрязино, Орла, Рузаевки, Воронежа, Химок, Ростова-на-Дону, Невинномысска, Раменского, Йошкар-Олы, Гатчины, Пскова, Урюпинска, Сарапула, Нижнего Новгорода, Ейска, Борового, Кургана, Смоленска, Рязани, Сыктывкара, Пензы, Железнодорожного, Жукова, Железногорска, Балея, Мурманска, Дубны, Сургута, Рыбинска, Краснодара, Владимира, Брянска, Архангельска, Астрахани, Кубинки, Егорьевска, Улан-Удэ, Пущино, Бердска, Куйбышева, Горно-Алтайска, Сочи, Иваново, Абакана, Таганрога, Великого Новгорода, Кемерово, Пятигорска, Саранска, Северодвинска, Ангарска, Королева, Бийска, Томска, Читы, Нижнего Тагила, Твери, Липецка, Тамбова, Чехова, Одинцово, Южно-Сахалинска, Костромы, Корсакова, Шуи, Подольска, Зернограда, Тольятти, Красково, Киселевска, Махачкалы, Ставрополя, Кирова, Глазова, Омутнинска, Красноярска, Асино, Асбеста, Миасса, Сергиева Посада, Артемовского, ст.Азовской, Балашихи, Благовещенска, Гудермеса, Хвалынска, Петергофа, Кунгура, Грозного, с.Новые Атаги, Рыльска, Кызыла, Рубцовска, Ишима, Солнечногорска, Арзамаса, Новочеркасска, Оренбурга, Коломны, Кинешмы, Первоуральска, Лениногорска, с.Моска, Долгопрудного, Ухты, Уссурийска, Бирска, Борисоглебска, Тобольска, Калуги, Салавата, с.Фролы, Соликамска, Березовского, Серышево, Волчанска, Ржева, Якутска, Павлова, Курчатова, Сарова, Колпино, Дзержинска, Златоуста, Арсеньева, Чайковского, Муравленко, Полевского, Мценска, а также из городов других стран.
Очевидно, что столь большое число подписавших петицию из множества российских городов и поселений свидетельствует о наличии серьезной системной проблемы предельной бюрократизации в вузах, школах, техникумах и колледжах. Значительная часть подписавших обращение указала причины поддержки, которые сами по себе являются важнейшим свидетельством неприемлемости ситуации. Ознакомиться с причинами поддержки петиции можно здесь: http://goo.gl/I6DXmP (со второй страницы документа).
В начале февраля был получен официальный ответ Министерства образования и науки России (№ 05-ПГ-МОН-281 от 02.02.2015) "Об учебно-методических комплексах", в котором утверждается следующее:
"В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам...
Статьей 2 Закона определено, что образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
На основании вышеизложенного вопрос методического обеспечения образовательного процесса находится в компетенции образовательных организаций...
В соответствии с пунктом 25 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности" государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится."
Копию письма Минобрнауки вы можете найти здесь: http://goo.gl/Ud43o9
Таким образом, Минобрнауки России подтверждает, что требования предоставления УМК исходят в настоящее время не от министерства, а от руководства самих образовательных организаций.
Мы не объявляем победу в этой кампании, поскольку требование дебюрократизации сферы образования не выполнено. Тем не менее, официальный ответ министерства можно использовать в качестве основания для сопротивления в ситуации, когда от преподавателей их руководство, ссылаясь на Минобрнауки, требует УМК, конспекты лекций и пр.
С добрыми пожеланиями,Искандер Ясавеев, член Центрального совета Межрегионального профсоюза работников высшей школы "Университетская солидарность",
доцент кафедры общей и этнической социологии
Казанского федерального университета»