ПИСЬМА ДРУЗЕЙ: СОЗДАНА РУССКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Сайт МИЮФА поддерживает проект "Русская аналитическая школа", руководителя которого доктора философских наук, профессора Юрия Курносова я лично знаю уже 15 лет. Мы встречались с ним на философских конгрессах, на съезде общества «Знание России», на его рабочих местах, знакомились с его книгами, изучали их и встраивали в аналитику сайта МИЮФА в качестве эпистемологического обеспечения точности прогнозов.
Юрий Васильевич Курносов москвич, полковник государственной безопасности, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, аудитор счетной палаты РФ. И вот в начале 2015 г. в пустоте утраты смыслов, которое поразило нашу страну четверть века назад, раздался крик души аналитика – того, кто призван вносить смыслы и порождать их. Главный аналитик сгенерировал обращение к друзьям и разъяснил суть своего проекта. Ниже мы размещаем его письмо, аннотацию к новой и итоговой книге всего проекта, пролегомены как введение в книгу «Алгебра аналитики»:
«Не поймите моё письмо как крик души, но всё же...
Наша страна катится сами понимаете куда. Во многом это происходит из-за страшной недооценки роли интеллекта и аналитики в процессах управления государством и обществом.
В феврале 2015 года выйдет из печати моя книга "Алгебра Аналитики", завершающая часть трилогии (первые две - "Азбука Аналитики" и "Аналитика как интеллектуальное оружие"). Над этими книгами я работал в общей сложности более 10 лет. По образному выражению бывшего замглавного редактора "Красной звезды" Ивана Иванюка эти книги в области обработки управленческой информации сравнимы с автоматом Калашникова, в то время, когда все вокруг пользуются рогатками.
Эта книга очень нужна нашей стране, в которой пока процветает управленческий дебилизм.
Нужно вооружить наших управленцев - губернаторов, мэров городов, директоров фирм и предприятий, руководителей всех уровней в силовых структурах, сотрудников аналитических подразделений - этим интеллектуальным оружием.
К сожалению, у меня нет возможности обеспечить рекламную и информационную поддержку этим книгам, а также проекту "Русская аналитическая школа". Несмотря на все мои многолетние усилия, государство не видит и не понимает важности усиления аналитического начала в сфере государственного и муниципального управления. Эта недооценка приводит к многомиллиардным потерям.
На издание книги нужны деньги! У меня они есть, но всего на 1 тыс. экз. Это для страны мизер.
Помогите сделать тираж побольше! Кто сколько сможет!
Буду очень благодарен за поддержку!»
Курносов Ю.В. АЛГЕБРА АНАЛИТИКИ. Секреты мастерства в аналитической работе. – М.: Русаки, 2014. – 274 с.
Рецензенты:
доктор философских наук Колотуша В.В.
доктор экономических наук Дербин Е.А.
доктор философских наук Лепский В.Е.
кандидат философских наук Палагин С.В.
В издании рассматривается специфические вопросы, связанные с методологией, организацией и технологиями современной аналитической работы. Показаны возможности использования аналитического инструментария для исследования социально-политических и экономических процессов, организации эффективного функционирования и развития систем управления предприятиями и учреждениями, совершенствования процессов принятия управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления. Раскрывается сущность системного анализа и решения проблем, секреты мастерства в сфере аналитической деятельности, приведены примеры успешной прикладной аналитической работы.
Особенностью книги является раскрытие некоторых эзотерических аспектов Аналитики. Фактически она носит конфиденциальный характер, так как раскрывает многие ключевые моменты в обработке управленческой информации.
Издание будет полезно как для профессиональных управленцев государственного и корпоративного сектора, так и для лиц, желающих освоить теоретические основы и практику аналитической работы.
Пролегомены. Секреты мастерства – эзотерика Аналитики
Дорогой читатель! Эта книга завершает трилогию моих авторских работ по Аналитике. В ней сконцентрированы те моменты, которые мне представляются принципиально и концептуально важными для человека, который занимается аналитической работой. Книга не предназначена для начинающих (для этого специально издана «Азбука Аналитики») и для разноплановых специалистов-интеллектуалов, частично применяющих Аналитику, её инструментарий (на них ориентирована «Аналитика как интеллектуальное оружие).
Настоящее издание – не только для тех, кто считает себя аналитиком-профессионалом, кто непосредственно трудится в сфере Аналитики и хочет совершенствоваться с прицелом на длительную перспективу, кто понимает роль и необходимость аналитической работы, кто понимает, что Знания, идеи сильнее оружия и денег. Оно и для просто интеллектуалов, самостоятельно и нестадно думающих людей, для тех, кто неравнодушен к судьбе нашей великой Родины, кто понимает ключевую роль интеллектуального потенциала в любом государстве.
На современном этапе развития России решение проблемы коренного усиления Аналитики во всех областях жизнедеятельности государства и общества становится критичным не только для результативности управляемых систем, но и для самого их существования. Решение этой проблемы есть важнейший инструмент созидания будущего и одновременно находящийся в процессе становления центральный системообразующий элемент завтрашнего мира на стратегическом уровне.
В предыдущих книгах изложено научное, теоретико-методологическое представление об аналитике, которое по определению должно быть строгим и формальным. Однако в крайне ёмкой и многогранной сфере аналитики есть много тонких вещей, психологических механизмов, связанных с работой человеческого сознания и самосознания, трудно поддающихся вербальному описанию.
Особенность этой книги – в попытке целостно представить эзотерику Аналитики, то есть её закрытую часть, те многие трудно формализуемые и описываемые моменты, «секреты мастерства», которые фактические составляют сущностное ядро и энергетику Аналитики в её теоретическом и прикладном аспектах. Я называю их про себя базовыми паттернами. Естественно, что при этом основной акцент ставится не на деятельности аналитических структур, а на деятельности конкретного исследователя – аналитика. Эти паттерны не сконцентрированы в одном месте, а специально рассредоточены по всей книге, только так можно защитить Знание от профанов. В смысле латинской крылатой пословицы «Sapienti sat».
Аналитик как личность формируется годами. Конечно же, здорово, когда в основе его картины мира лежит научное мировоззрение, когда у него широкий культурный кругозор и когда ему присуще неуёмное стремление во всём докопаться до самой сути. Ещё лучше, когда он обладает эзотерическими знаниями, знаком с мировой историей, ведической культурой и т.д.
Считаю, что мне в жизни крупно повезло с тем, что с молодости начал интересоваться вопросами философии (благодаря моему отцу Курносову Василию Федоровичу, который ещё в школьные годы сумел пробудить интерес к ней и прекрасному преподавателю философии в Голицынском пограничном училище В.Ф.Молчановскому), Моя кандидатская диссертация по философии была посвящена именно вопросам самосознания личности. В ходе исследовательской работы по данной теме мне пришлось много общаться со многими интересными философами старой школы. Среди них Спиркин Александр Георгиевич, Пупко Александр Борисович, Миловидов Арсений Степанович, Климов Иван Андреевич, Кокорин Александр Алексеевич, Дырин Александр Иванович и многие другие. Это помогло мне сформировать научно-философскую основу своего мировоззрения и проекта «Русская аналитическая школа», разобраться во многих скрытых механизмах функционирования сознания, памяти, мышления человека и применить их на практике.
Книга нацелена на выработку у интеллектуальной элиты нашей страны ёмких проектообразующих идей, эффективных мыслетехнологий обработки любых видов информации, на основе которых формируется государственная идеология, государственная стратегия, государственное планирование, которые помогают сделать жизнь людей лучше. Интеллигенция – мозг нации, когда этот мозг слаб – страдает все тело. В любой стране мира образованные классы, составляющие костяк интеллигенции – ученые, учителя, врачи, инженеры, военные – играют ключевую роль в регулировании всех процессов жизнедеятельности общества.
Моя идея и жизненное кредо достаточно просты и понятны: хочу добиться у нас в стране реального усиления аналитического начала как на метауровне – в сфере государственного управления, так и в личном плане – для улучшения интеллектуальных качеств многих людей. Поскольку глубоко убежден, что всё значимое по жизни делают подвижники, эту идею я последовательно воплощаю с 1992 года всюду, где только представляется возможность – в своих публикациях, на службе в органах государственной безопасности, на работе в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Счётной палате России, в выступлениях на радио и телевидении. На этом пути я встретил сотни замечательных людей, которые поддерживают эту идею, всемерно способствуют поумнению нации и повышению эффективности управленческих решений. Есть и недруги, те, кто в силу разных причин не понимает суть Аналитики и отторгает её, а то и препятствует её распространению и усилению.
Изучая многочисленные источники, читая, собирая, изучая литературу аналитического характера, я почерпнул в них самое полезное и интересное, затем использовал его в своей личной аналитической практике. Убедившись в том, что эти моменты вполне работают, попытался их теоретически обобщить и сформулировать новые подходы, модели, приемы эффективной обработки информации и подготовки управленческих решений. Многие из них были изложены в моих предыдущих публикациях. Однако жизнь идет вперед, развиваются многие сферы жизнедеятельности общества, развивается наука и, естественно, в новых условиях многие известные положения приобретают другую значимость. У нас возникает серьезная задача прорваться к сущности происходящих явлений и процессов. В их познании надо идти вглубь и не быть снаружи.
В новой книге сделана попытка концептуального осмысления накопленного опыта на ниве аналитики, концентрирования идей и теоретических наработок, своеобразной шлифовки некоторых принципиально важных для Аналитики положений. Я ещё до конца не уверен, что сейчас стоит массово распространять эти «изюминки» опыта, которые, поверьте, нелегко дались мне, выкристализовывались порой годами. Предполагаю, что данная книга всё же скорее предназначена для Знающих, тех, кто принципиально способен улавливать тонкие смысловые и психоэнергетические вещи. Эзотерический характер этого знания для меня очевиден и не хотелось бы профанировать некоторые важные идеи.
В передаче основ аналитических знаний другим людям крайне важен аспект, связанный с пониманием живого знания. Известный философ С.Франк в книге «Предмет знания» еще в 1923 году описал суть живого знания в виде следующих постулатов:
– это первичный тип знания;
– оно как бы само открывает себя нам;
– это знание «вынашивается» нами в глубине нашего жизненного опыта;
– на нём, как на фундаменте, вырастает мысль как предметное знание.
Прошли десятилетия и феномен живого знания наполнился новым содержанием, во многом благодаря усилиям и работам академика В.П.Казначеева.
Передача живого знания связана с энергетикой личного общения, ощущениями и его важнейшим условием является должная степень доверия к передающему живое знание. Передающий знание проявляет большую степень импровизации при передаче сути фактов, явления и процессов, «накачке» образов понятий, причем эта передача происходит на уровне живой энергии, на максимально понятном для человека языке, просто и доступно. При этом эта работа ведется на скоростях, существенно превышающих скорость логических процессов восприятия. Не зря в древних эзотерических учениях так подчёркивается роль наставника, Учителя и порой прямо говорится – без Учителя не пройти.
Живое знание гораздо результативней просто информации – в основном за счёт передачи сведений и данных на основе личного опыта, возникновения феномена сопереживания и синхронизации психического состояния (энергополей). При этом у людей возникает эмоциональная связь, резонанс с событиями и ситуациями из своей собственной жизни, хранящимися в человеческой памяти.
Одним из важнейших моментов, которые передаются именно с помощью живого знания, является усиление мотивации аналитика на овладение логическим, диалектическим мышлением. Беда в том, что современные книги по логике и диалектике недостаточны для развития ваших способностей в плане логического и диалектического мышления. Нужно общение с людьми, обладающими высокоразвитыми интеллектуальными способностями, которые достигли высот в теоретическом мышлении и готовы передать свои знания. Например, я крайне благодарен судьбе за возможность личного знакомства с Александром Георгиевичем Войтовым, книги которого давно стали у меня настольными, который научил меня строить сориты и кладограммы любого понятия, применять логику и диалектику в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления, исследования, творчества.
Для развития собственного интеллекта, умения повседневно применять диалектическую логику нужно устремление и специальные тренинги. В качестве первого шага для профессионального роста аналитика должно выступать умение строить «карты ума» (интеллект-карты) как основы теоретического понимания всех объектов реальности. Развитие интеллекта у различных людей происходит по-разному, в том числе подсознательно, стихийно. Очень важно осознавать три ступени сознательного развития интеллекта, которые отличаются формами познания: понятийное (освоение слов), концептуально-теоретическое (восприятие концепций и теорий) и интеллектуальное (развитие умения мыслить). Есть ещё и предсознательный уровень чувственного познания мира посредством формирования образов, представлений, на основе которого формируется понятийное отражение мира.
Я действительно уверен, что Аналитика является духовным и интеллектуальным оружием и крайне опасна во вражеских руках. Действительно, в мире немало людей, которые за сходную плату проанализируют любую сложную ситуацию, найдут самые уязвимые точки и разработают сценарии запуска негативных процессов создания кризиса, а то и войны в любой желаемой точке. Много и тех, кто готовы каждого научить, как улучшить материальные условия, как располагать к себе людей, как приобретать влияние в обществе, как вести дела, как диктовать свою волю другим и как делать из жизни «подкрашенный сад». Развивая волю и способности, некоторые из этих учителей как бы следуют по правильному пути, но они не указывают цель и смысл этого развития и тем служат лишь темным силам, ухудшению условий жизни. Поэтому в Аналитике, также как и во всех важнейших областях человеческой жизни, крайне важна духовная и нравственная сторона, понимание, что аналитическая работа должна быть направлена на общее благо.
В своих предыдущих книгах немало места уделено описанию аналитических технологий, используемых в зарубежных «мозговых штабах» и «фабриках мысли», в том числе для реализации мега-проектов, стратегических программ и тайных операций. Считаю, что изучение этого опыта крайне необходимо отечественным аналитическим структурам, особенно для проведения актуальных институциональных реформ в нашей стране и для эффективного противодействия вражеским деструктивным влияниям. Горький опыт развала СССР, когда нас безжалостно умело переиграли, не должен быть забыт.
Особенно это касается моментов, связанных с методологией системного анализа, организацией коллективной мыследеятельности, созданием сетевых структур коллективного интеллекта. Мировой позитивный опыт в плане Аналитики нужно использовать более активно, учитывая, что базовым трендом в мировой аналитике является построение многофакторных систем.
Задача моей книги в том, чтобы нацелить коллег по аналитическому цеху на «высший пилотаж», передать наиболее сущностные крупицы опыта, научить технологиям прикладной аналитической деятельности, помогающим повысить эффективность обработки информации на личном уровне, усилить мотивацию к самостоятельному интеллектуальному труду. Этого не спешат делать известные российские аналитики, предлагая в основном лишь результаты своего интеллектуального труда, не раскрывая «тайны ремесла».
Поскольку за последние годы у нас в стране постоянно растет число людей, серьезно занимающихся аналитикой, искренне хотелось бы помочь им – и в теоретическом, и в прикладном плане. Насколько успешным окажется решение этой задачи – судить читателям.