ПРЕПОДАВАТЕЛИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: КАК ОНИ ВЫЖИВАЮТ, ЧЕМУ МОГУТ НАУЧИТЬ И САМИ НАУЧИТЬСЯ ОТ ТАКОЙ ЖИЗНИ?
Набоков В. И., профессор, доктор экономических наук
В последние годы на заседаниях Совета Министров РФ, на заседаниях органов власти всех уровней многократно и с удовлетворением говорилось, что средняя заработная плата преподавателей вузов выше средней по экономике. И каждый губернатор, который в последние годы отчитывался перед Президентом России, радостно повествовал, что в его регионе средняя зарплата преподавателей вузов уже выше, чем в среднем по региону, и проблем в этом нет, что можно объяснить лишь желанием их удержаться на своих должностях.
Во всех этих случаях использовался весьма некорректный показатель - средняя заработная плата. В действительности положение дел обстоит совершенно иначе, и средняя заработная плата преподавателей вузов в расчете на одну ставку составляет лишь около 40% от средней по региону, то есть около 14 тыс. руб. Так, зарплата среднего по уровню работника, старшего преподавателя, во многих вузах составляет лишь около 9 тыс. руб. Половину ее он отдает за коммунальные услуги, остается лишь 4- 5 тыс. руб., что ниже прожиточного минимума. Более того, их реальная заработная плата ежегодно даже снижается на 7 и более процентов из-за инфляции. А эти работники, как правило, имеют семьи, детей. Но как можно на эти деньги существовать, тем более содержать свою семью? Кстати, есть еще менее оплачиваемые - ассистенты, лаборанты и т.д. Морально неустойчивых работников это толкает на взятки. По этой причине многие молодые ученые продолжают покидать свою родину или идут торговать.
Немного больше (14 тыс. руб. или чуть больше) получает в вузе доцент-кандидат наук, имеющий к тому же значительный опыт работы. Даже заработная плата профессора во многих вузах - 23 тыс. руб. или чуть больше, что соответствует минимальной зарплате, которую предлагают продавцам и охранникам во многих российских городах.
Очевидно, что проблема есть и ее необходимо решать. Но для начала нужно хотя бы честно признать ее существование, а не вводить в заблуждение людей. В связи со сложившимся тяжелейшим положением многие преподаватели вузов вынуждены работать на 2- 3 должностях и ставках. От этого и так называемая средняя зарплата (кстати, показатель даже более бессмысленный, чем пресловутая средняя температура по больнице) не кажется такой низкой. Но что за этим стоит? Рабский труд преподавателей вузов, подрыв их здоровья, отсутствие времени на работу над собой и на занятия наукой. Этим также толкаем их на некачественное выполнение своих обязанностей.
Можно ли представить себе российского чиновника, который из- за низкой зарплаты, чтобы прокормить свою семью, вынужден после рабочего дня спешить еще на 2 работы? И да и нет. Да, потому что он, как честный семьянин, чтобы прокормить семью, был бы вынужден это ежедневно делать. Нет, потому что чиновники у нас и так хорошо обеспечены.
Кстати, свою зарплату чиновники себе регулярно поднимают, у многих из них она уже значительно превышает (!) зарплату первых лиц государства. В результате этого разрыв в заработной плате между работниками вузов и чиновниками с годами растет. В последние годы органы власти, казалось бы, принимали некоторые меры по повышению заработной платы преподавателей вузов. Так, осенью (с 1 октября) 2012 года была на 6% повышена базовая (минимальная) ставка этих работников. В результате этого зарплата многих работников вузов повысилась лишь на 300-400 рублей. Одновременно с этим был увеличен объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава. Так, если у доцента она раньше составляла 750- 800 часов, то сейчас- 880-900 часов. Это также отрицательно повлияло на качество преподавания и возможности людей заниматься наукой. Напрашивается вопрос: а как же мотивация труда, которая является двигателем производительности труда? С разработкой и принятием «дорожной карты» прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации с условиями и оплатой труда преподавателей российских вузов.
Кроме того, не редко при исчислении средней заработной платы работников вузов учитывается и зарплата ректоров, которая во многих даже государственных вузах (в результате их огромных аппетитов и бесконтрольности со стороны госчиновников) достигает 700 тыс.руб., 1 млн. руб. и даже больше. Это снижает возможности вузов в повышении зарплаты тех работников, на которых держится основная работа, а также в развитии вузов.
Оплата труда профессорско-преподавательского состава, - не единственная проблема вузов. Но как людям в таких условиях существовать? Майским (2012г.) Указом Президента РФ намечено к 2018 г.довести среднюю заработную плату преподавателей вузов до 200% от средней зарплаты по регионам. Но показатели (лишь только показатели) уже сейчас не плохие. И если преподаватели возьмут на себя еще по одной учебной ставке, то Указ, возможно, будет выполнен. Но проблема останется.
Никогда в нашей стране преподаватели высшей школы не имели такого низкого уровня жизни, как сейчас! Замечу, что в СССР в 80-е годы заработная плата преподавателей вузов была на 70% выше, чем в среднем по стране. Основная причина сложившегося положения - непрофессионализм и дилетантство российских чиновников. А главное - нежелание их решать проблему, отсутствие личной заинтересованности в этом. С таким отношением чиновников к высшей школе, которая уже находится в критическом состоянии, она очень скоро будет окончательно загублена.
Заканчивается тяжелый учебный год. Начнется новый год, но не для всех («не только лишь для всех»): грядут сокращения, косит естественная убыль от изнеможения и усталости, от переработки. Но сколько можно испытывать терпение людей? Необходимо принимать срочные меры.