РАССТРЕЛ НЕМЦОВА, ИЛИ ПОЧЕМУ ВАЖНО ИЗУЧАТЬ ТЕОРИЮ И ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЭКСТРЕМИСТОМ И ОСТАТЬСЯ ЖИВЫМ?
На днях коллегия МИЮФА приняла решение дать имя собственное нашему агентству. И мы в преддверии 70-летнего Юбилея Великой Победы советского народа над фашистской Германией и ее сателлитами и в юбилейные дни возвращения Крыма в Россию решили после опроса всех наших 150 корреспондентов по миру, что лучшего имени, чем Путин, воплощающего курс России на суверенитет и полное освобождение, мы сегодня не найдем. Так же как Пушкин для прежней России «был всем» и на его визитке просто стояла фамилия «Пушкин», так для России нынешней Путин это «наше все». Обретение имени агентством заставляет нас пояснить кое-что серьезное в нашем миропонимании с тем, чтобы нам всем удалось избежать ошибок прошлого, не наступать на старые грабли и решить острейшие проблемы, возникшие, как выразился президент, «на сломе эпох».
9 января 2015 через 110 лет после «кровавого Воскресенья» Б.Е. Немцов разместил программную заметку «Исламская инквизиция» одновременно на своем личном сайте, и на своем же блоге в ЖЖ. (http://nemtsov.ru/2015/01/islamskaya-inkviziciya/, http://b-nemtsov.livejournal.com/). В этом коротеньком тексте представлены налицо все иллюзии и теоретические ошибки целого поколения недостаточно образованных пришедших к власти в результате падения СССР советских младших научных сотрудников и стоящего за ними целого поколения молодых прогрессивных демократов-западников и либералов. Немцов – блистательный физик по образованию и в свое время, думаю, не слишком интересовался вопросами культуры, а научный коммунизм презирал по идейным соображениям или вовсе не изучал. А зря. Ведь он с 1991 года отправился в сферу управления социальными процессами и вслед за своим патроном-покровителем Б.Н. Ельциным наделал в этой сфере массу практических ошибок. Русские в таком случае говорят, «наломал немало дров». Помимо возможного личного злого умысла по сведению счетов с прошлым страны и помимо результата внешней манипуляции иностранными соперниками нашей Родины эти ошибки вытекали из глубокой теоретической неграмотности первого президента России и его преемника.
Немцов из всех концепций исторической типологии культуры исповедует только одну любезную его сердцу идеологию эволюционной типологии культуры и не знает две другие типологии – цивилизационную и синергетическую. Похоже, он искренне верил, что история это единый направленный процесс, некая столбовая дорога, на которую все народы должны выбраться, а недоразвитым общественным устройствам следует провести модернизацию и преодолеть свою отсталость и все же с потерями и утратами выбраться на большак, на котором лидирует Запад. Он даже не предполагал, что единой истории нет, а есть набор отдельных автономных самодостаточных культурно-исторических типов. В его голову не вмещалась мысль о том, что мировая культура – открытая бесконечная саморазвивающаяся система, или, как говорил Ю.М. Лотман, «культура это взрыв».
Если Немцов напрямую не исповедовал сложное теоретическое учение основателей своего мировоззрения Гегеля и Маркса, Ясперса и Бердяева, то в своей практической жизни он придерживался упрощенной американизированной версии гегельянского историцизма и линейного развития человечества Тоффлера и Белла. То есть он ошибся, и ценой его ошибки стала вначале жизнь миллионов попавших в жернова смертельных контрцивилизационных реформ советских людей, а затем и его собственная жизнь, когда он в политико-управленческом смысле вышел в тираж, но привычки высшего должностного лица еще сохранились. Жаль в первую очередь советских людей, жаль высочайшую форму цивилизационного развития достигнутую ими в СССР, но и жаль и самого Немцова – ведь он мог стать талантливым физиком, возможно, даже лауреатом международных премий. Стал бы, если бы не вторгся как слон в посудную лавку в чуждую для него как естествоиспытателя хрупкую сферу социально-философского моделирования сценариев будущего и управления общественными отношениями.
Лучше бы он продолжал быть веселым парнем в расстегнутой рубахе, виртуозно играть на деньги в карты и «обыгривать» простачков на пляже, легко вычислять в уме трехзначные числа и остался жить и творить на благо отечественной науки. Однако его фундаментальная неграмотность в области наук о человеке, а также невежество в сфере обществознания сыграли с ним и его подельниками по реформированию России злую шутку. Более тонко чувствующий ткань социальной реальности другой вице-премьер А.Б. Чубайс, не раз безуспешно пытался сочетать несочетаемое – противоположные подходы к культуре, западничество и патриотизм, имперскость и республиканизм, чем неизменно вызывал ярость своих - каждый раз новых - однопартийцев. Немцов при жизни не сделал даже этих робких попыток – он был и оставался плоским эволюционистом и прямолинейным модернизатором, за что и погиб, погиб в самом прямом бытовом смысле. Посмотрим, что же он пишет в своем программном тексте, ответом на который стали семь выстрелов от тех, кого он назвал «исламской инквизицией»:
«Испокон веков людей убивали за веру. Римляне распяли Христа и преследовали христиан, в средние века сотни тысяч людей сгорели заживо в кострах инквизиции. Преследовались и ученые (Галилей) и священники (Джордано Бруно) и писатели и поэты.
Инквизиция свирепствовала во Франции, Испании, Италии, Португалии и Германии на протяжении многих веков, начиная с 12 века и вплоть до начала 19. Её расцвет пришелся на 16 и 17 века. Закончилась она с победой Французской революции и с созданием европейских светских государств.
Ислам — молодая религия. Возникла она в 7 веке, то есть ислам моложе христианства примерно на 600 лет. И если христиане живут в 21 веке, то мусульмане в 14-15. Замечу, 14-15 век — расцвет инквизиции, судов над еретиками и костров с заживо сожженными.
Сейчас мы свидетели средневековой исламской инквизиции. Пройдут века и ислам повзрослеет, а терроризм уйдет в прошлое. Но сидеть и ничего не делать тоже не стоит.
История инквизиции многому нас учит. Во-первых, для прекращения религиозного террора необходимо бороться за светское государство, то есть за отделение мечети от власти.
Во-вторых, крайне важна позиция муфтий. Если они будут однозначно осуждать террор и убийства, отлучать от ислама убийц, это может сильно помочь победить террор.
В-третьих, не должно быть никакого оправдания террору. Когда тут некоторые пишут, что карикатуристы сами виноваты, что издевались над пророком Мухаммедом, они оправдывают убийства. Убийство — это тяжкий грех, в том числе и в соответствии с Кораном, а сатира, даже издевательская, грехом не является. И сравнение карикатуриста с убийцей-фанатиком только провоцируют террористов. Нечего убийц сравнивать с журналистами.
Ясно одно. Ислам как молодая религия находится в средневековье и предстоит долгая борьба, чтобы победить исламскую инквизицию. Быстро ничего не получится».
Каждая фраза в приведенном нами оригинальном дискурсе Немцова с точки зрения двух других культурологических типологий и научных культурологических парадигм – несусветная глупость и пустая напыщенность. Так упрощенно можно было сравнительно безопасно мыслить в начале 90-х гг. в популярной публицистической литературе, когда недалекие западные попфутурологи провозглашали вслед за Ф. Фукуямой «конец истории». С точки зрения верующего мусульманина все приведенное рассуждение - оскорбление. С точки зрения представителя всякой другой религии – грех и необоснованные выводы. С точки зрения оценки событий после «Шарли Эбдо» - разжигание религиозной ненависти и оскорбление чувств верующих, а с точки зрения УК РФ – статья об экстремизме. Не помню, какая по номеру, но есть такая статья, которую рьяные прокуроры требуют, а судьи бездумно в раже почитания начальства присуждают. Все они путают, говоря словами вице-губернатора М.Е. Салтыкова-Щедрина, Отечество и начальство, а любовь к Родине подменяют культом начальства.
В новейшей истории России и по новому законодательству получается, что легкий и веселый открытый рубаха-парень и любимец президента Борис Немцов – экстремист?! То есть не мифические русские националисты экстремисты, а демократ и либерал-западник до мозга костей стал, сам того не желая экстремистом просто потому, что выбрал неверную точку зрения и начал ее открыто пропагандировать. То, что ему прежде сошло с рук в результате экспериментов над огромной страной, уже «не прокатывает» в 10-е годы ХХI века. Так что «его пример другим наука», как говорил поэт, и мы надеемся, что молодое поколение технократов станет любить своё Отечество как уникальную историческую цивилизацию Евразии, которую невозможно как сложный социум модернизировать. Россию нельзя по упрощенным рецептам эволюционистской европоцентристской формационной концепции истории как модернизации вдогонку за европейским лидером и сверху при помощи просвещенной элиты как малого народа. Как выражался С.Г. Кара-Мурза, «европоцентризм – эдипов комплекс интеллигенции» и именно он явился ядром реализованного антисоветского проекта, и он же стал причиной краха проекта мононациональной колониальной России.
Усложнение общественной жизни сегодня сочетается с всеобщим упрощением. Как иронично выражался на днях М.Е. Швыдкой в своей лекции в УрФУ, ссылаясь на еще советскую «Литературную газету», сейчас в повестке дня в клиповом мышлении современников актуальна рубрика последней страницы газеты «Приди, я все упрощу!» Сегодня глубоко верующий мусульманин и горячий кавказский патриот России за оскорбление идеи ислама «убивает» другого патриота-западника Немцова, увы, бывшего вице-премьера правительства страны, в которой он живет. Одни патриоты получают деньги и указания, похоже, с Украины, другие патриоты напрямую из Госдепа. Получается, что в одной голове патриот в одном отношении диалектически сочетается с экстремизмом в другом отношении, а потому целостные патриоты экстремисты исламские сталкиваются со столь же целостными патриотами и экстремистами западниками. Несомненно, и Немцов своеобразный патриот России, но получается, что он еще и экстремист по отношению к мусульманам-патриотам России. Это зерна гражданской войны. Нам для мира и развития нужны другие патриоты, целостные патриоты российской цивилизации и русской культуры. Они уже появляются среди нового поколения победителей-восстановителей исторической России, подводящей черту под эпохой смуты и развала, полуоккупации и внешнего управления Россией. Нельзя быть патриотом тут же и экстремистом здесь – «тут помню, тут не помню, доцент, так не бывает», как говорят, показывая на своей голове герои кинокомедии «Джентльмены удачи». Тут патриот России и тут же получает содержание и госдепа США и тут же своими предательскими поступками разваливает Россию изнутри. Оказалось, на деле и такое бывает.
Это новое поколение сегодня уникально – оно вырастает на развалинах РФ, в свою очередь, возникшей на руинах СССР. Перед этим сегодняшним поколением стоит задача восстановления исторической большой независимой России. И так же как победившие демократы-глобалисты к 7 ноября 1992 г. вывешивали в Екатеринбурге на площади 1905 г. гигантские плакаты «Пролетарии всех стран, больше не пролетайте!», так и мы, обращаясь к возникающему креативному сословию и технократов, провозглашаем – «Стройте независимую Россию на пространстве русского мира!» В узком смысле, это означает указание нашей молодежи «учить матчасть» - не делать то, что сделало реформаторское поколение Немцова, стройте свое Отечество, независимое от ЕС и США, поддерживая своего лидера России В.В. Путина. Важно учить теорию и историю цивилизаций, закономерности развития культуры, беречь богатства недр, завоеванные предками в конкурентной борьбе цивилизаций, брать курс на новое индустриальное развитие независимой России, потребляющей треть мировых богатств и производящей треть мировой экономики. История повторяется на новом витке, развитие знает варианты, и как говорил академик В.И. Вернадский зимой 1941 г. «ноосфера победит!»
В этих новых условиях овладения всем богатством человеческой культуры нет смысла быть узким западным или восточным патриотом. Не имеет смысла быть любителем и пропагандистом западных общечеловеческих «ценностей», незачем издеваться над народными традициями и мировыми религиями, глупо быть передовыми в вопросе об однополых браках и приветствовать «Пусси Райот» и скорбеть по Шарли, а не по детям и старикам погибших на Донбассе от рук ценителей западной и американской культуры, неистово скорбящих по Шарли. Во всех этих случаях можно, не желая того, оказаться экстремистом и потерять жизнь в самом обычном бытовом гражданском уличном столкновении. В лучшем случае можно легко в нашем традиционном и нетолерантном по-западному обществе получить по морде как-нибудь вечером после работы или в ресторане (может ли прокурор быть прокурором или судья судьей, полицейский полицейским в свободное от работы в вечернее время в ресторане?) и не только при попытке приударить за чужой женой, когда должность и погоны «слуг» народа уже не оберегают официального государственного «патриота-чиновника» от своего хозяина-народа, содержащего на своих плечах членов 5-й колонны, мздоимцев и по сути коррупционеров от правосудия и полиции. А эти, так сказать государевы слуги, себя именуют таковыми даже в ресторане в неслужебное и не при исполнении служебных обязанностей, требуют защиты от их же хамства и нахальства в ресторанах. И это те, кто сегодня в судебном порядке вешает на простых не повинных людей из народа, поддерживающих курс национального лидера России ярлык экстремиста, и являются на самом деле 5-й колонной, поджигателями гражданской войны и самыми настоящими экстремистами, прикрывающимися государственными должностями и погонами. Эти волки в овечьей шкуре, и как говорит о представителях пятой колонны национал-предателей из чиновничьей касты, не по праву занимающих высокие должностные места в госаппарате становящейся суверенной страны лидер НОД депутат от «Единой России» ГД ФС РФ Е.А. Федоров, они «под советской шинелью носят эсесовские мундиры». Но иногда в моменты попыток государственных переворотов шинели распахиваются, и народ безошибочно видит, кто есть кто.