Открытое письмо Дина Рида Александру Солженицыну: актуальность в 2015 году
В год 70-летнего Юбилея Великой Победы не будет лишним вспомнить тех, кто внёс огромный вклад в то дело, завершить которое оказалось не под силу даже Гитлеру. На наш взгляд, это как раз тот случай, когда человек использует писательский талант во зло, когда вымысел («опыт художественного исследования») выдаётся за реальность. В результате чего миллионы и миллионы людей по всему миру вводятся в заблуждение. В книге Ф.И. Раззакова «Дин Рид - трагедия красного ковбоя» убедительно показано, что это письмо 1971 г. вызвало истерику и злобу советской либеральной интеллигенции, которая уже тогда была готова сдать свою Родину – СССР.
И вот теперь принято постановление правительства РФ о праздновании столетия со дня рождения Солженицына. На наш взгляд, это антироссийское постановление уравновесилось на днях указом нашего президента о праздновании 150-летия со дня рождения М. Горького. О чем это говорит? О том, что многие знаменательные юбилеи были пропущены Минкультом и правительством, и вот теперь наш президент как национальный лидер в режиме ручного управления принял решение о праздновании юбилея «буревестника революции».
В ожидании предстоящих юбилеев исторических событий 1917-1924 гг. Максим Горький сверхактуален. Он, несомненно, крупнейший российский писатель № 1 для России и для Запада. Достаточно прочитать четыре тома «Жизни Клима Самгина», посмотреть многосерийную экранизацию этой панорамы русской жизни и судьбы интеллигенции. Фильм Глеба Панфилова «Мать» вышедший в 1990 г. проклятом году был с восторгом принят в Каннах, но оказался совершенно не принят в России, рванувшейся в обогащение и рынок за счет национального предательства дела предков и потомков.
Поэтому Дин Рид своей жизнью в 80-х годах также был не убедителен для современников в погибавшей мировой системе социализма. Сегодня Дин Рид актуален, как актуален на все века его однофамилец Джон Рид с его знаменитой книгой «Десять дней которые потрясли мир».
О Солженицыне говорить можно много и с разных точек зрения. Но совершенно ясно одно — его фантазия, гипертрофированный выворот внутреннего мира писателя, стала миной замедленного действия, на которой подорвалось чувство собственного достоинства советских граждан. Именно этому попытался противостоять в 1971 году американский певец, киноактёр и кинорежиссёр, общественный деятель Дин Рид.
Предлагаем вниманию читателей сайта открытое письмо Дина Рида, адресованное «величайшему мыслителю современности» тех лет – кумиру либеральной советской, а затем и антисоветской интеллигенции. Дин Рид пал жертвой травли и короткого четверть векового поворота истории в сторону варварства, феодализма инспирированного умирающим либеральным капитализмом. Он был уверен, что социализм победит и будущее за высокими идеалами, но его физических возможностей не хватило перепрыгнуть через этот исторический ров, отделяющий первую страну социализма от воссоздаваемого глобального русского мира социальной справедливости.
Если в 1971 году, обществу, читающему это письмо, было трудно понять и «примерить на себя» то о чем пишет Дин Рид, то именно XXI веке, после «капитализации», это выступление становится особо актуальным. Позже мы еще обратимся к последствиям этого выступления Дина и его растущей актуальности в ХХI столетии, а пока предлагаем ознакомиться с письмом, достигшим пика актуальности 40 лет спустя даты его опубликования:
«Дорогой коллега по искусству Солженицын!
Я, как американский артист, должен ответить на некоторые ваши обвинения, публикуемые капиталистической прессой во всем мире. По моему мнению, они являются ложными обвинениями, и народы мира должны знать, почему они ложные.
Вы заклеймили Советский Союз как «глубоко больное общество, пораженное ненавистью и несправедливостью». Вы говорите, что Советское правительство «не могло бы жить без врагов, и вся атмосфера пропитана ненавистью, и еще раз ненавистью, не останавливающейся даже перед расовой ненавистью». Вы, должно быть, говорите о моей родине, а не о своей! Ведь именно Америка, а не Советский Союз, ведет войны и создает напряженную обстановку возможных войн с тем, чтобы давать возможность своей экономике действовать, а нашим диктаторам, военно-промышленному комплексу наживать еще больше богатства и власти на крови вьетнамского народа, наших собственных американских солдат и всех свободолюбивых народов мира! Больное общество у меня на родине, а не у вас, г-н Солженицын!
Именно Америка, а не Советский Союз, превратилась в самое насильственное общество, которое когда-либо знала история человечества. Америка, где мафия имеет больше экономической власти, чем крупнейшие корпорации, и где наши граждане не могут ходить ночью по улицам без страха подвергнуться преступному нападению. Ведь именно в Соединенных Штатах, а не в Советском Союзе свои же сограждане убили в период с 1900 года больше людей, чем число всех американских солдат, погибших в боях в первой и второй мировых войнах, а также в Корее и во Вьетнаме! Именно наше общество считает удобным убивать любого и каждого прогрессивного лидера, который находит в себе мужество поднять голос против некоторых наших несправедливостей. Вот что такое больное общество, г-н Солженицын!
Далее вы говорите о расовой ненависти! В Америке, а не в Советском Союзе, на протяжении двух столетий остаются безнаказанными убийства негров, которых держат в полурабстве. В Америке, а не в Советском Союзе, полиция без разбору избивает и арестовывает любого и каждого негра, пытающегося выступить в защиту своих прав.
Затем вы говорите, что «свобода слова, честная и полная свобода слова — вот первое условие здоровья любого общества, и нашего также». Попытайтесь распространить эти мысли среди страдающих народов, вынужденных бороться за существование и жить вопреки своей воле под гнетом диктаторских режимов, держащихся у власти лишь благодаря военной помощи США.
Скажите о своих мыслях людям, чье «здоровье» заключается лишь в том, что половина их детей умирает при рождении, так как у них нет денег на врача, и они всю свою жизнь мучаются из-за отсутствия медицинского обслуживания. Скажите об этом людям капиталистического мира, чье «здоровье» состоит в том, что всю свою жизнь они проводят в постоянном страхе перед безработицей. Скажите американским неграм, как много им помогли на деле «здоровье» и «свобода слова» в процессе их справедливой борьбы за равноправие с белыми, когда после двух столетий «свободы слова по-американски» во многих районах США считают, что убить негра — это все равно, что поохотиться на медведя!
Скажите трудящимся капиталистического мира о ваших идеях по поводу «свободы слова как первого условия здоровья», если из-за нехватки денег их сыновья и дочери не смогут развить свои умственные способности в школе, а поэтому никогда не сумеют даже научиться читать! Вы говорите о свободе слова, тогда как бóльшая часть населения земного шара пока еще говорит о возможности научиться читать слова!
Нет, г-н Солженицын, ваше определение свободы слова как первого условия здоровья неверно. Первое условие заключается в том, чтобы сделать страну достаточно здоровой морально, умственно, духовно и физически, с тем, чтобы ее граждане умели читать, писать, трудиться и жить вместе в мире.
Нет, г-н Солженицын, я не принимаю вашего первого условия здоровья общества и особенно в вашем определении и контексте. Моя страна, известная своей «свободой слова», — это страна, где полиция нападает на участников мирных походов. В моей стране разрешены мирные походы, и в то же время продолжающаяся война губительно отражается на жизни вьетнамского народа, ибо демонстрации, разумеется, нисколько не меняют политику правительства. Неужели вы действительно думаете, что военно-промышленный комплекс, правящий моей страной и полмиром, печется о «свободе слова»?! Правители его сознают, что они, и только они, обладают властью принимать решения. Воистину, свобода слова на словах, но не на деле!
Вы заявляете также, что Советский Союз идет не в ногу с ХХ веком. Если это и верно, то потому, что Советский Союз всегда идет на полшага впереди ХХ века! Неужели вы предлагаете вашему народу отказаться от своей роли вождя и авангарда всех прогрессивных народов мира и вернуться к бесчеловечным и жестоким условиям, существующим в остальной части земного шара, где несправедливость воистину изобилует в атмосфере чуть ли не феодальных условий многих стран? Г-н Солженицын, в статье далее сказано, что вы — «многострадальный писатель из Советского Союза». По-видимому, это означает, что вы много страдаете из-за отсутствия моральных и общественных принципов, и что ваша совесть мучает вас в тихие ночные часы, когда вы остаетесь наедине с собой.
Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки, но ведь все в мире относительно. В принципе и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество — здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на несправедливости и эксплуатации человека человеком. Общество и правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво. Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути».
Искренне ваш, Дин Рид
«Огонек» № 5 (2274), 1971 г.
«Литературная газета» № 5, 1971 г.
Да, Солженицын национальный герой, только вопрос - он герой какой нации? И Рид 44 года назад дает ответ не как мистер Рид, но как наш товарищ Рид. Он был в лихие и трагические 80-90 гг. несовременен с его романтикой социалистического строительства - перед лицом агрессивно продвигаемых западными разведками книгами и выступлениями Солженицына. В те годы сочинения Александра Исаевича были тараном для взлома мировой системы социализма и идеологии гуманизма и всечеловечности. Сегодня ситуация изменилась. Возник острый голод на идеи в условиях идеологического вакуума культуры стран, попавших в результате поражения в холодной войне в оккупационную зону западной цивилизации, и всего западного мира прозябающего в условиях кризиса либеральной идеологии глобализации.
Дин Рид пал жертвой травли и короткого четверть векового поворота истории в сторону варварства, феодализма инспирированного умирающим либеральным капитализмом. Он был уверен, что социализм победит и будущее планеты за высокими идеалами, но его личных физических возможностей не хватило перепрыгнуть через этот исторический ров, отделяющий первую страну социализма от воссоздаваемого глобального русского мира социальной справедливости. В пользу исторической и общецивилизационной правоты Рида в мировой песенной музыкальной культуре свидетельствует недавнее возвращение выдающегося французского философа-марксиста Луи Альтюсера в российскую философию, а также возвращение в культуру России М. Горького.
Другой вопрос по итогам этой дуэли творцов 70 гг. - может ли писатель быть народным, если он писал в своих книгах не о плохих руководителях, а о плохом народе, который его, Солженицына, взрастил и вскормил, вынес на своих плечах и своим трудом при нищенской заработной плате, при голоде и холоде? И народ это делал только ради него и таких как он – Солженицын, несомненно, талантливых писателей в надежде на улучшение жизни народа, прояснение его всемирно-исторической судьбы и обнаружение спасительного призвания перед другими народами мира. И вот сегодня мы видим, что многие так называемые писатели и актеры, вылившие ушаты грязи на свой народ и ушедшие в мир иной, так и не извинились перед своим кормильцем – простыми русскими людьми! А теперь их наследники настаивают на юбилейных торжествах?! Нет, юбилеи надо отмечать истинно народным творцам, заслужившим любовь народа. И спасибо Дину Риду, что напомнил нам из прошлого, каким должен быть писатель, чтобы заслужить звание быть народным по праву честности перед своим народом!
Вспоминается, что в «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын, очевидно, рассуждал о природе рабства и о черном подполье человеческой души. Он вспоминал, как на фронте его, раненого, нес на себе сослуживец. И дает комментарий этому: помню, как шевельнулось глубоко на дне подсознания вот это наслаждение сидения на чужой шее. Правда, он оговаривается, я-де ужаснулся от обнаружения того, что на дне души ворочается это темное и отвратительное чувство. Нам же оно напомнило мохнатых пауков живущих в подземельях Марса в «Аэлите» Алексея Толстого. Солженицын полагал, что это чувство у каждого живет в душе, а потому главным становится вопрос в том, что у человека сильнее: совесть или же темные желания души? Оттого писатель и выдвинул отточенный стилет лозунга «Жить не по лжи». Но куда он направил его острие? Ведь у него речь идет об индивидуальных отвратительных чувствах, а если поставить вопрос шире о коллективных социальных чувствах – чувствах четвертого порядка? Ведь целые социальные группы и этносы хотят ехать всегда и вечно на закорках других классов, стран и свободных прежде народов! Как презрительно говорят во Франции о тех, кто вечно стремится к реставрации монархии: «Бурбоны ничему не научились, но ничего не забыли!» Вот и в России примериваются к царскому престолу, требуют, чуть ли не Кремль под резиденцию для фиктивного царского двора. И так повсюду в мире! И что будем пускать очередного людоеда Бокассу на президентский престол? Поэтому актуально звучат строчки из «Интернационала»: «Лишь мы, работники всемирной великой армии труда владеть землей имеем право, но паразиты - никогда!» - и далее по тексту, поскольку пора вспомнить гимн СССР до 1943 г. Так вот, Солженицын и есть представитель того глобального класса паразитов, на претензии которых столь аргументировано ответил американец Дин Рид.
Спрашивается, прав ли президент России, который решил широко отметить день рождения писателя и мыслителя очернившего русского человека, человека-кормильца, человека труда, труд которого за 70 лет Советской власти до сих пор так и не признало руководство нашей России. Это нынешнее руководство продолжает воображать, что новой России всего 24 годика… Или опять в этом судьбоносном вопросе нашего президента подставило либеральное крыло правительства – пятая колонна страны? А сам В.В. Путин все-таки выбрал М. Горького, хотя это ему дается с большим трудом как всякому нормальному человеку, попавшему в компанию маниакальных чемпионов наживы богатства за счет пота и рабского труда рядовых работяг. Наш президент по своему конституционному статусу извлеченному из англо-саксонской политической культуры и введенному западными советниками в российскую конституцию - в буквальном смысле сидящий впереди, председательствующий на заседании, и как все президенты в мире должен быть выразителем интересов всех граждан страны, а потому он открыто не может занимать какую-либо сторону. То есть президент не монарх-государь помазанник Божий, не первый или генеральный секретарь правящей партии в российской имперской традиции. Он именно Президент. В извлеченном нами из недавней истории холодной войны споре Рида и Солженицына российский президент должен занять нейтральную позицию. И судя по указу о юбилее Горького, он ее вынужденно занял.
Но как гражданин великой страны временно оказавшейся под внешним управлением он не может уподобиться замужней даме приятной во всех отношениях. Попавший в сложнейшей исторический переплет президент, советский разведчик сливается с кинематографическим персонажем. Как при проверке Мюллером посредством провокации явившегося к Штирлицу с неожиданным предложением Холтоффа он, то есть Штирлиц-Исаев найдет столь же неожиданный выход: внезапный бутылкой из-под коньяка по кумполу провокатора. Но сегодня он скорее напоминает персонажа из сказки Андерсена, складывающего из льдинок слово «Вечность». Это мальчик Кай с замороженным Снежной королевой сердцем. Льдинки холодного расчета и цинизма - вечность рынка, вечность господства Запада, вечность несправедливости, вечность лжи, вечность денег! Однако в уголке его свободолюбивого русского сердца есть такие рвущиеся наружу личные и интимные вещи как партбилет, детская клятва Родине из его любимой песни «С чего начинается Родина» и главная песня Рида в его пронзительном исполнении «Белла чао». Это народная итальянская песня коммунистического движения Сопротивления 40 гг. «Прощай, красавица», резкий всплеск популярности которой пришелся на 60 гг. и стал ассоциироваться с левым движением. И, надеемся, что также как национальный лидер России хранит в ящике письменного стола свой партбилет, так и в минуты отдохновения или отчаяния общается к песням юности, зовущему человечество в прекрасное и честное будущее голосу и идеям «красного Элвиса» - Дина Рида. Мы знаем, чем завершился сюжет сказки Андерсена!