ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ 17 ВЕКА ОСНОВЫВАЛОСЬ НА ВОЛЕ ГОСУДАРСТВА, А КАК СЕЙЧАС ОБСТОИТ ДЕЛО С ЕДИНОЙ ВОЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА?
Профессор Некрасов С.Н.
Интересная статья из «Комсомольской правды», которую мы размещаем ниже, представляет собой комментарий к подобранным редакцией газеты занимательным картинкам из банальной туристической серии "Знаменитые места планеты". Эти картинки мы на сайте МИЮФА естественно не размещаем. Оказывается, знаменитые сооружения западного мира построены с использованием уральского металла. И вся статья опирается на высказывания моего старого друга и коллеги Владимира Запария, заведующего кафедрой истории науки и техники УрФУ.
Однако газета не обращает внимания на самое главное – на волю российского государства и его ориентацию на модернизационное ускоренное развитие. Речь идет о курсе государства не просто на импортозамещение как утверждает газета, но о курсе на индустриализацию страны. Сегодня совершенно аналогичным образом надо заменить негодный термин импортозамещение на категорию нового индустриального развития всей страны в противовес курсу Западной цивилизации на постиндустриализм и навязанному Западом арабскому миру курсу на археомодерн и контрмодерн.
Спрашивается, почему президент Путин В.В. использует эвфемизмы вроде импортозамещение и деофшоризация? Думается, он находится не просто в плену этих иллюзорных терминов или ложного сознания всей российской правящей верхушки, он пленник в самом прямом физическом человеческом смысле у этой элиты. Петр Великий в этом отношении был свободен. Поражения заставили его разгромить стрелецкий бунт, подавить боярскую оппозицию – тогдашнюю пятую колонну в стране. Что станет делать президент России – останется со своей элитой и отправится на открытие Ельцин-центра в Екатеринбург или проявит государственную волю и отправит туда своего премьер-министра и начнет новую индустриализацию страны?
Из уральского металла американцы отлили Статую Свободы,
В прошлые века весь мир зависел от России-матушки. «Комсомолка» рассказывает, как уральские промышленники ввели в мире монополию на свое железо и сколько заплатили иностранцы, чтобы их достопримечательности были сделаны из лучшего металла
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ 17 ВЕКА
В конце XVII века перед Россией стояли такие же задачи, как и сейчас. Необходимо было развивать… импортозамещение! Дело в том, что железо нам тогда приходилось покупать у Швеции (своей руды не хватало). А молодому амбициозному правителю Петру I ой как хотелось своего родного металла на развитие страны. И тут, на счастье правителя, с Урала пришли благие вести: «Обнаружены богатые залежи руды». Ее сразу же отправили на экспертизу. Один образец в Ригу, а другой в Москву.
- Рижская сторона (которая тогда зависела от Швеции, – прим. ред.) обманула нас, сказала, что качество у руды плохое. Но после того, как наши специалисты выплавили из нее металл, оказалось, что напротив, руда превосходная, – рассказывает «Комсомолке» Владимир Запарий, заведующий кафедрой истории науки и техники УрФУ. – С тех пор на Урале стали возводиться передовые железоделательные заводы.
ТАГИЛЬСКИМ ЖЕЛЕЗОМ ПОКРЫЛИ ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН
Дело было поставлено на такую широкую ногу, что новые месторождения руды на Урале открывались постоянно. О железных богатствах местных земель даже начали слагать легенды. Одна из них гласила, что якобы в 1735-м году здешний охотник нашел гору, богатую железняком, потому что выпущенную им стрелу притянуло к ней, как магнитом. Заказы со всего мира стали поступать на Урал тоже, будто их притягивало сюда магнитом.
Вся Европа закупала наш металл!
- Англичане в XVIII веке железа не выплавляли, – отмечает Владимир Запарий. – Дело в том, что производство тогда было древесно-угольным, а в Англии к тому времени уже были вырублены почти все леса. Лишь к началу XIX века они смогли заменить древесный уголь на каменный. А до тех пор закупали железо у России. Был интересный случай – в 90-е годы XVIII века наша делегация прибыла в Лондон, и спросила у мэра, не протекают ли в городе крыши. Градоначальник тогда ответил, что нет. А интересовались наши представители не зря, ведь железо на крышах Лондона было из Тагила!
СТАТУЯ СВОБОДЫ ПОЗЕЛЕНЕЛА ИЗ-ЗА УРАЛЬСКОЙ МЕДИ
К слову, за границей наше железо не только покупали, но и подделывали. Известность уральского качества была столь высокой, что другие страны готовы были переплачивать за него.
В 30-е годы XIX века англичане построили в море на ионических островах (группа островов в юго-западной части Греции, – прим. ред.) завод, куда привозили английское железо, ставили на него уральский штемпель и продавали на восток по завышенной цене. К счастью, мошенников быстро раскусили – покупатели оказались не дураками и сразу поняли, что полученный товар явно не тагильского качества.
Срывание масок с мошенников произошло как раз вовремя. Иначе уральские металлурги могли бы лишиться заказа мечты. Им поступило предложение отлить для США легендарную Статую Свободы!
Правда, тут надо уточнить. Американцы возводили лишь пьедестал на острове Бедлоу. А саму фигуру женщины в короне и с факелом в руке делали французы, как подарок к столетию со дня заключения Декларации Независимости США. К слову, железа понадобилось так много (204 тонны), что французы на 10 лет опоздали с подарком. Но ведь главное, что все-таки удалось осуществить задумку! В итоге в 1884-м году статую в разобранном виде на фрегате «Изера» доставили в Новый Свет.
Чтобы собрать фигуру, понадобилось еще четыре месяца. На торжественном открытии присутствовали тысячи зрителей. Они диву давались, как махина с факелом блестит на солнце. Но блестела она временно. Вскоре медь окислилась, и Статуя Свободы получила свой знаменитый зеленоватый оттенок.
2,5 МИЛЛИОНА УРАЛЬСКИХ ЗАКЛЕПОК
В 1887-м году во Франции началось свое грандиозное строительство. К Всемирной выставке 1889 года ведущих французских инженеров пригласили поучаствовать в конкурсе. Они должны были предложить проект такого сооружения, которое бы демонстрировало технологические достижения страны. Вариантов было множество – всего 107. Одни инженеры предлагали соорудить в Париже гигантскую гильотину, как напоминание о Великой французской революции, другие настаивали, что самому романтичному городу мира, страсть как необходим огромный каменный обелиск, точь-в-точь, как тот, что подпирает небо в Вашингтоне. Но выбор жюри в итоге пал на проект высотной башни инженерного бюро Гюстава Эйфеля.
Строительные работы велись два года. В них было занято больше трехсот рабочих. При возведении сооружения Эйфель использовал множество хитростей. Так, отверстия для заклепок на деталях, его подчиненные просверлили еще на земле. А все детали были относительно легкими – весом не более трех тонн. Всего же понадобилось порядка 18 тысяч металлических деталей из уральского металла и 2,5 миллиона уральских заклепок, чтобы башня не развалилась!