БУРБУЛИС КАК НОВЫЙ ФИЛОСОФ НА ТРОНЕ: Я ЕМУ ВЕРЮ
Некрасов Станислав Николаевич,
председатель Ученого совета Международного Информационного Юридического Футурологического Агентства (МИЮФА),профессор, доктор философских наук
Замечательный ноябрь 15 года выдался на Урале! Вначале прошло массовое празднование государственного праздника четырьмя разнородными колоннами, пересекшимися на Плотинке Екатеринбурга, затем отшумело празднование 50-летнего юбилея философского образования Уральского региона, наконец, торжественно открыли центр Ельцина с участием первых лиц государства российского. В центре этих событий как меченый атом проносится Геннадий Бурбулис. Он имел прямое отношение к практической отмене советских октябрьских праздников и замену этих дней на день народного единства. Он как выпускник философского факультета УрГУ пел и дирижировал хором однокурсников на сцене актового зала, а до этого выступил с часовым обстоятельным докладом на пленарном заседании конференции. Наконец, он в самой гуще сподвижников и сторонников Ельцина – той политической и хозяйственной элиты, которая управляет страной сейчас, взял главный приз: открыл народный университет с библиотекой, дискуссионной площадкой. В результате он на второй день, после сдачи в эксплуатацию помпезного сооружения в пятницу объявил об открытии народного университета российского конституционализма, встроенного в центр как сказочная утка с яйцом в хрустальный ларец.
Однако, самое важное и на наш взгляд как однокурсника и одногруппника Геннадия Эдуардовича, ключевое событие в этой цепочки был как ни странно доклад 12 ноября Бурбулиса, состоявшийся в рамках всероссийской научно-практической конференции «Философия в ХХ1 веке: вызовы, ценности, перспективы», приуроченной к пятидесятилетию Департамента философии ИСПН УрФУ (ранее – философский факультет УрГУ). Это был самый сильный ход первого госсекретаря государства российского, который может претендовать на роль идеолога мышления несколько заскорузлой элиты и утратившего ориентиры народа.
Присмотримся к этому докладу «Философ на троне: призвание мыслителя в эпоху глобальных трансформаций», поскольку как показывает четвертьвековая практика существования новой российской государственности, задуманной и спроектированной Бурбулисом как ближайшим сподвижником Ельцина, Геннадий Эдуардович человек серьезный. Уж если он чего решил, то сделает обязательно и ветры истории, разметающие мусор с могилы Сталина, его не останавливают. Выступая с докладом, автор позиционировал себя как основатель Школы политософии «Достоинство» (Москва), а через полмесяца он превратился в основателя университета в Екатеринбурге, тем самым, завершив очередной жизненный эволюционный цикл, вернувшись в родные уральские пенаты. На его московской визитной карточке написан девиз: «быть новой конституционной России!» Похоже, это актуально в условиях массовых требований, в частности НОДа, через Референдум смены конституции 1993 г. как оккупационной. Ведь противники Бурбулиса утверждают, что Россия с 1993 г. – колония, сырьевой придаток США, а конституция РФ – колониальный устав и, следовательно, нам нужна новая суверенная Конституция, написание которой требует всенародного обсуждения!
Вот фраза из массовой листовки НОД раздаваемой пикетами этого Общероссийского движения: «пятая колонна во власти, олигархи. СМИ, управляемые западными хозяевами, не хотят ничего менять, поэтому они будут всячески препятствовать нашей инициативе». Но это неверно – со стороны правящей элиты началось движение навстречу в том плане, что принятую конституцию надо насытить действием и научить людей отстаивать свои конституционные права. На обороте визитной карточки госсекретаря сказано: «Святая Троица Политософии: ЧЕЛОВЕК-ВЛАСТЬ-СВОБОДА». Вспоминается заклинание из перестроечной песни Булата Окуджавы «Совесть. Благородство и Достоинство – вот оно святое наше воинство». Элита отнюдь не в духе трансгуманизма как проекта создания нового трансчеловека предлагает меритократию – власть достойных. На визитке напечатано: «Политософия как меритократия ХХ1 века: ДИАЛОГ-ДОВЕРИЕ-ДУХОВНОСТЬ-ДОСТОИНСТВО-ДЕЛОВИТОСТЬ». И я Бурбулису верю. Верю также искренне, как когда он давал мне письменные рекомендации в кандидаты в члены партии, а затем и в партию. Почему же я верю сейчас, когда новая демократическая Россия оказалась, то ли в позиции империи 1904 г. то ли в 1914 г.?
Посмотрим, что же он провозгласил в докладе! Тезисы, которые он вывел в качестве ведущих, прямо противостоят исповедуемым идеям нынешнего департамента философии и обслуживаемого им аппаратов губернатора, представителя президента, заксобрания и городской думы, не говоря уже о центральных московских властных структурах. Итак, сорок лет назад он был слабее всего философского факультета – просто один из выпускников-фрондеров. Сегодня он один мощнее этого нового мыслительного танка Департамента философии. Конечно, проще всего сослаться на общую деградацию интеллектуального и нравственного уровня в стране, но все же послушаем его.
Историю развития философского образования на Урале мне довелось наблюдать с 1968 г. – с момента моего обучения в КУЮМЕ при Дворце пионеров Свердловска (комсомольском университете юного марксиста). Философский факультет развивался в эпоху перемен, что трагично для филистера, но прекрасно для настоящего мыслителя, стоящего на позициях научного мировоззрения. Нет ничего проще, объяснить современные философские мутации отказом от былой советской идеологической индоктринации философской картины мира. На самом деле отказ от научности и переход к спекулятивной дискурсивности, в первую очередь на взгляд нашего общества «Знание-народу», является причиной угасания отечественной философии. В образовательно-просветительской работе мне приходилось встречаться и с радикальными воззрениями на роль и место философского факультета в идейном обеспечении крушения великой советской государственности СССР. Эти люди просили передать общественности Департамента философии, что всех их ждет грядущий народный суд! Однако мы в нашем обществе считаем, что как первородный грех не распространяется на всех людей и снимается фактом крещения, так и ошибки отдельных выпускников философского факультета УрГУ не могут быть атрибутированы всему коллективу выпускников и преподавателей. Тем более что властные выпускники настроены на переоценку своих былых деяний.
Поэтому я надеюсь, что коллектив Департамента философии своим трудом будет продолжать делать все возможное, чтобы укрепить позиции философии в трансляции научного знания народу, формировать новейшее научное мировоззрение народов большой России. А коллектив преодолеет иллюзии самокритики интеллигенции как антинациональной, антигосударственной и антирелигиозной силы и ее отщепенческой позиции и станет выполнять миссию органического интеллектуала своего народа. Хотелось бы пожелать сотрудникам Департамента философии ИСПН УрФУ профессиональных успехов и новых достижений на стезе благородной миссии служения Родине, народу, науке и русской культуре, однако, прошедшая конференция не оставляет ни единой для того зацепки. Кроме, кроме единственного доклада Бурбулиса, в котором он, не подверженный министерской муштре и борьбе за компентенции, остался в отличии от актового зала на позициях классического философского мышления. О, если бы то был не Бурбулис, с каким удовольствием постмодернистски настроенная аудитория исхлестала бы докладчика за старомодность, упрощенность, сциентичность!
В истории он уже выступил как идеальный злой гений разрушения, по выражению Бжезинского. Однако в актовом зале УрФУ он, фокус и центр российского либерализма оказался на голову выше всех. Видимо, пришло время собирать камни! Теперь он выступает за:
Он выступает за науку, за отражение действительности – они все за вненаучные формы существования в мире, за констуирование виртуальной реальности.
Он за истину – они против истины как Понтий Пилат и за точки зрения
Он за междисциплинарную толерантность – она за право каждого на уникальную авторскую картину мира.
Он за философский разум и радость познания – они за чувство и адаптацию к выгоде
Он за избавление от страха и моментов исторических событий – они за непознаваемость истории и агностицизм как единственно возможную позицию выживания в мире
Он за создание истинным философом своего Трона (каким был раз в неделю по вторникам скромный кабинет на ИПК Исаака Яковлевича Лойфмана) – они за пародию на полет совы над человеческим муравейником
Он за меритократию достоинства – они за выживание в условиях превращения образования в услугу и распада оставшейся ткани социальной солидарности масс и власти
Он за переосмысление ситуации на уровне Совета безопасности ООН после распада СССР (и переживает, что не удалось тогда провести такое переосмысление) – они за то чтобы забыть 70 лет СССР как ошибку истории.
У нас нет полномочий вновь дать ему должность госсекретаря, но есть возможности наделить его полномочиями в области идеологии. Он не принесет вреда стране – ведь за прошлые деяния его полагается расстрелять, а за доклад и прорыв к новой идеологии России полагается наградить. В романе В. Гюго с символическим для нашего размышления названием «93 год» в пути происходит несчастье: один из канониров плохо закрепил пушку, огромная махина срывается, и поврежденный корабль теряет управление. Оплошавший канонир пытается исправить дело - в решающий момент величественный старик, рискуя жизнью, бросает под колеса мешок с фальшивыми ассигнациями, и пушку водворяют на место. Капитан обращается за распоряжениями к старику: тот награждает канонира крестом Святого Людовика, а затем приказывает расстрелять его.
В сущности, это и есть противоречивая конституционная реформа рф – нам всем пора переосмыслить на глобально уровне, как жить без большого и величественного СССР в маленькой России. И если философ создаст пока в центре Ельцина свой трон, значит, его следует вознести на этот трон. Его судьба к 70-летию не завершена юбилейными плясками и шутками ансамблей на тему «крокодил Гена», на наш взгляд, только крокодилы могут спасти нашу страну от властных дураков. Как говорило старшее поколение – наши отцы победители (а у Геннадия отец военный летчик, у меня – командир противотанковой батареи) – «дальше Сибири не пошлют, меньше взвода не дадут». Бурбулис получил взвод и это прекрасно, ведь он вновь при деле государственного строительства – ему нужна армия! А расстрелять его всегда успеет история – к ней в гости не бывает опозданий.