Налоговая прикроет «серые» кассы свердловских политиков
Спонсорам партий грозят уголовными делами, а кандидатам — дисквалификацией
ФНС и судебные приставы берут выборы в Госдуму и свердловский парламент под жесткий контроль. Отныне каждый рубль, пожертвованный на кампанию — головная боль для спонсора: платить можно только если твой бизнес работает в прибыль. Сомнительные платежки попадут к следователям, а кандидатов могут снять с гонки. Подробности — в материале «URA.Ru».
Контроль за формированием предвыборых фондов ужесточается. Соответствующие вводные из Москвы уже получили налоговики и судебные приставы. Жертвовать на политику можно только из ранее полученной прибыли и только после уплаты с нее налогов.
Требование не новое, но в последние годы спонсоры политиков его массово игнорировали. В числе нарушителей — и единороссы, и оппозиционеры.
По словам финансового аналитика Константина Селянина, теперь в случае выявления таких фактов налоговая вправе налагать на виновных большие штрафы. «Мало таким предприятиям не покажется», — говорит эксперт. В отдельных случаях также может идти речь о незаконном обналичивании денежных средств и нанесению ущерба ничего не подозревающим совладельцам предприятий. А это уже уголовно наказуемые деяния.
Раньше фискалы ограничивались направлением участникам выборов разъяснений положений законодательства. По словам политтехнолога Александра Предеина, эти бумаги не имели должного эффекта: в ходе текущей кампании кандидаты продолжают пользоваться привычными схемами. К этому их, в том числе, подталкивает резкое снижение прибыльности большинства уральских бизнес-структур.
В свердловском облизбиркоме подчеркивают, что направляют в ФНС реквизиты всех жертвователей, чтобы проверить не входят ли в число их совладельцев иностранцы, государственные, муниципальные структуры и фирмы-«однодневки». До последнего времени запросов от налоговиков с просьбой раскрыть суммы переводов не поступало. Но официальные письма для получения такой информации вовсе не обязательны. Необходимые данные являются открытыми: избирком обнародует наименования всех фирм, перечисливших кандидатам более 25 тысяч рублей.
«По итогам текущей кампании все сомнительные проводки будут рассматриваться под „увеличительным стеклом“. Особое внимание — к крупным жертвователям, которые не платят налог на прибыль. Контроль за предвыборным процессом ужесточается на всех уровнях. И спонсоры в полной мере понесут ответственность за кандидатов, решивших, что им можно то, что запрещено другим», — говорит источник «URA.Ru».
В пресс-службе УФНС не смогли дать оперативного комментария.
«Кто-то очень хорошо „сел на уши“ провластным депутатам. Видимо вера наших кандидатов в способность „решал“ от юриспруденции сейчас более важна для них, чем реальная юридическая составляющая. Что ж, сейчас модно спускать баснословные суммы на „мегаюристов“: любит наш народ шоуменов, проигрывающих дела в суде».
Мнение юриста разделяют и в областной избирательной комиссии. Ее представители разъяснили «URA.Ru», что в законодательстве указан исчерпывающий перечень финансовых нарушений, грозящих снятием с кампании. Получения денег от предприятий, нарушающих налоговое законодательство, среди них нет.
Руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин считает предстоящие суды не юридической, а скорее политической технологией: «Если кто-то попытается таким образом снять конкурента, то он создаст информационную повестку. Начнется борьба репутаций. Кампания оживится».
Помимо ФНС в предвыборную кампанию готово активно вступить и Управление службы судебных приставов по Свердловской области. По данным источников «URA.Ru», особое внимание его представители уделят кандидатам в депутаты Законодательного собрания, признанным судами банкротами: Геннадию Ушакову и Илье Гаффнеру.
Любое перечисление такими кандидатами личных средств в собственные избирательные фонды может быть оспорено — эти траты не являются жизненно важными, а значит эти деньги должны были пойти на погашение обязательств перед кредиторами.
Однако источник в ССП отмечает, что ареста средств на избирательных спецсчетах не планируется. По его словам, приставы могут предпринять другие меры. Например, они вправе присутствовать на встречах с избирателями, заседаниях избиркомов и любых других мероприятиях с участием перечисленных кандидатов: «Если будет принято такое решение, будем фиксировать на камеру все их выступления и обещания. Задавать вопросы, когда они погасят долги. Не исключено, что и выявленное имущество арестуем — например лишний сотовый телефон, которым кандидат воспользуется на встрече».
Анатолий Гагарин уверен, что такие действия станут лучшей рекламой службе судебных приставов, поднимут ее имидж в глазах населения: «Приставы получат свою заслуженную долю славы».
«URA.Ru» проследит за тем, как будут работать новые правила ведения предвыборной кампании.
Источник: http://ura.ru/articles/1036268509