Как Великая Отечественная влияет на современную рождаемость
Олег Макаренко
Блогер, колумнист "Русского пионера".
Люди удивительно быстро забывают прошлое. Пару лет назад я мимоходом упомянул, что одна из причин низкой рождаемости в России — так называемое «эхо войны». Тогда в комментариях я получил небольшую волну издёвок и петросянщины на этот счёт:
http://fritzmorgen.livejournal.com/354853.html
Какое к чертям эхо войны. Оно в третьем поколении размазано по самое не могу.
Либеральные упыри уже и бойню 90-х на эхо войны переложили.
Не надо хрен с ложкой путать. Это эхо перестройки и демократизации, мать их. Что за дурная привычка все с ног на голову ставить.
Тогда давайте будем последовательны. Вспомним Ледовое побоище, татаро-монгольское иго и войну 1812 года.
Что же, давайте посмотрим наглядно — во что России обошлась Война и как она аукается нам до сих пор.
На картинке к посту вы видите нашу возрастно-половую пирамиду: всех живых граждан Росссийской федерации. Слева мужчины, справа женщины. В идеале, в стране, в которой нет войн, пирамида выглядит более-менее ровным треугольником. На нашей пирамиде, однако, чётко видны последствия ударов разног рода катаклизмов.
Первый различимый невооружённым взглядом «выгрыз» относится к голоду 1932-1933 годов. Из-за этого голода у нас сейчас меньше восьмидесятилетних людей, чем их могло бы быть.
Следующая зияющая рана на нашей пирамиде — следы Великой Отечественной. Детей во время Войны было совсем не до детей, поэтому рождённых в начале сороковых годов осталось в два-три раза меньше, чем рождённых, например, в конце тридцатых.
Отмечу, что на этот период наложились и последствия печальных событий 1917-1922 года, которые усугубили последствия Войны ещё сильнее.
Во второй половине шестидесятых годов рождаемость резко упала: начало рожать малочисленное поколение родившихся в период Войны. Очевидцы пишут, что в начале восьмидесятых даже отменяли часть призывов в армию — не хватало восемнадцатилетних.
В семидесятых-восьмидесятых годах рождаемость снова выросла, а вот после развала СССР наступил резкий обрыв.
Его причиной стали два фактора. Во-первых, начало работать второе эхо Войны. А во-вторых, в России началась очередная фаза так называемого «демографического перехода» — перехода от традиционного общества с высокой рождаемостью и высокой смертностью к обществу современному — с низкой рождаемостью и низкой смертностью.
Наложившись друг на друга эти два фактора привели к тому, что яма девяностых годов стала глубже и страшнее на вид, чем яма шестидесятых.
Сейчас мы из этой ямы достаточно успешно выбираемся. Рождаемость достигла уровня позднего СССР и продолжает расти, есть основания предполагать, что через какое-то время она стабилизируется на отметке 2,0-2,1:
http://ruxpert.ru/Файл:Fertility-rate-2012.png
Тем не менее, вернуться к взрывному росту прошлых десятилетий нам уже вряд ли удастся.
На всякий случай отмечу, что демографический переход проходят или уже прошли практически все сколько-нибудь развитые страны — от Израиля до Индии. Вот, например, как менялась со временем возрастно-половая пирамида менее пострадавшей от Второй Мировой войны Голландии.
Подводя итог, скажу, что рождаемость — это не тот показатель, который можно легко регулировать законами или дотациями. Она куда как сильнее зависит от глобальных событий в нашей истории и от общего потока человеческого развития.
Что же касается сказок про «заполненные гастарбайтерами роддома» и «вымирающую по миллиону в год Россию», отмечу, что все эти безграмотные мифы подробно разбираются вот здесь:
http://ruxpert.ru/Демография_России