шантаж публичным компроматом
Российские коллекторы освоили новую методику взыскания долгов с юридических лиц. Они угрожают опубликовать данные о неуплате долга на специальном сайте-визитке, где собирается вся доступная им информация, включая судебные решения и сведения об учредителях. Если должник упорствует, такой сайт создается. Расчет делается на то, что такая визитка с негативной информацией окажется в первых строчках поисковых запросов по названию компании и будет отпугивать потенциальных и действующих партнеров компании-должника и заставит должника расплатиться.
Первыми на рынке методику начали применять два коллекторских агентства — «Дебет-медиация» и Центр развития коллекторства, руководители которых являются также членами «Деловой России». Юристы отмечают, что методика идет вразрез и с Гражданским кодексом и с законом о защите персональных данных, а значит, коллекторы могут столкнуться с чередой исков о защите деловой репутации и взыскании компенсации морального вреда.
Визиткой по реноме
О новом способе работы с корпоративными должниками «Известиям» рассказал гендиректор компании «Дебет-медиация» Евгений Гвоздев. Суть его в следующем: если компания отказывается возвращать долг, она сталкивается с угрозой негативного паблисити. Коллекторское агентство ставит компанию перед фактом создания специального сайта — визитки с полной информацией о неплательщике. Сюда входят сведения о компании (общая информация о деятельности, логотипы, контакты: адрес и телефон, выписка из ЕГРЮЛ, включая сведения об учредителях) и ходе взыскания долга с нее (судебные решения, на основании которых взыскиваются средства, исполнительные листы). Также на сайте размещается подборка доступной коллекторам публикации о возникновении долга.
Гвоздев отметил, что на создание визитки неплательщика уходит 10-15 тыс. рублей, эти средства предоставляет агентству заинтересованная сторона — кредитор. За свои услуги коллекторы берут 25% от суммы долга, расходы на создание сайта входят в предоплату, говорит Гвоздев. По словам собеседника «Известий», сайт размещается в Сети только после того, как компания наотрез отказалась возвращать долг, и классические методы воздействия (звонки, переговоры) не принесли успеха.
Первые сайты о недобросовестных плательщиках-юрлицах, отказывающихся возвращать долги, уже занимают верхние строчки поисковых систем по соответствующим запросам. К примеру, ресурс по взысканию долга с компании ООО «Профстройинвест» (пилотный проект «Дебет-медиации») отображается на второй-третьей позиции поисковиков yandex.ru и mail.ru. «Профстройинвест» задолжал 2 млн рублей компании «ВВК Инжениринг», в интересах последний коллекторы создали сайт-визитку должника.
Визитки запускает и Центр развития коллекторства. По словам его гендиректора Дмитрия Жданухина, пилотным проектом станет ресурс по взысканию долга с ООО «Проминвестстрой», председателем совета директоров которого является Иван Кузнецов, ранее работавший в «Трансстрое» Олега Дерипаски.
Собеседники «Известий» уверены, что многие коллекторские агентства возьмут на вооружение новую методику взыскания долга.
— Если должник не идет на контакт, нужно нанести удар по его репутации, и сайты-визитки представляют собой публичные черные списки должников-юрлиц, — говорит Гвоздев. — Мы уже добивались конкретного результата — опасаясь попадания в черные списки, фирмы уже после демонстрации демоверсии визитки начинают погашать долг. Часто решение принимается с подачи учредителей, фотографии которых размещаются на сайте.
Иски налицо
Юристы не разделяют оптимизма коллекторов, указывая на нарушение законодательства.
— Использование фотографий без согласия физического лица запрещено по Гражданскому кодексу, — говорит юрист компании «Делькредере» Андрей Тимчук. — Факт размещения фото в Сети можно оспорить в суде, подав иск о защите деловой репутации и взыскании компенсации морального вреда.
При этом Тимчук отмечает, что коллекторы, как правило, серьезно подходят к оценке юридических рисков, связанных с нарушением закона, а потому понесут минимальные потери (в среднем по вышеуказанным искам взыскивается около 10 тыс. рублей). Эффект от применения методики будет гораздо выше, уверен эксперт.
Нельзя сбрасывать со счетов массовость исков, возражает адвокат Нина Еремина: 20 исков о взыскании компенсации морального вреда дадут минус 200 тыс. рублей, для небольшого коллекторского агентства это ощутимые расходы.
— Коллекторы не учли, что передача кредитором персональных данных должника должна осуществляться с письменного согласия последнего, ― говорит управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Ольга Пономарева. ― Этого требует закон «О персональных данных».
— Резонный вопрос вызывает объем размещаемой коллекторами информации об учредителях компаний, поскольку степень детализации сведений может быть различна и зависит от того, каким конкретно источником воспользуются взыскатели долгов, — комментирует эксперт по корпоративному праву юридической фирмы «Частное право» Диана Полетаева.
— Здесь на предмет соблюдения закона «О персональных данных» должен будет рассматриваться каждый конкретный случай. Если учредитель сочтет свои права нарушенными, он вправе требовать исключения данных о себе.